МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Администрация Углегорского городского округа
МБОУ СОШ с. Поречье
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарного
цикла МБОУ СОШ с.
Поречье
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
с. Поречье
________________________
Русина Т.Н.
Приказ №147-А от «31»
августа 2023 г.
________________________
Александрова Н.А.
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
для 10-11 классов
среднее общее образование
(уровень)
Срок реализации: 2 года
с. Поречье 2023
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учебного предмета ………3-6
Содержание учебного предмета…………………………………..6-11
Учебно-тематическое планирование ............................................11-12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне среднего общего образования ориентированы на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражают:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего
на нѐм:
современном мире;
развития языка с историей общества;
родного языка;
-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох;
ческим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью;
распознавание, характеристика.
национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения;
онимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное
употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных
ситуациях речевого общения;
и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков),
времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание
старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского
литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие);
распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и
мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
определение значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение
значения
устаревших
слов
с
национально-культурным
компонентом;
определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов
по сфере употребления и стилистической окраске;
культурного своеобразия диалектизмов;
роцесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об
активных процессах в современном русском языке;
специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других
народов;
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов,
фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических
словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:
атурного
языка для культурного человека;
литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом еѐ
соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
ценность;
е
своей речевой практики, развитие культуры
использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения,
планировать и осуществлять их совершенствование и развитие.
соблюдение
основных
орфоэпических
и
акцентологических
норм
современного русского литературного языка:
причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚
деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение
парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного
происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого
[н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имѐн
существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с
непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом
речи и стилями речи;
употребление слов с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
ение слов с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
соблюдение
основных
литературного языка:
лексических
норм
современного
русского
максимально соответствующего обозначаемому
им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления
синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление
терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
отребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом
стилистических вариантов лексической нормы;
вариантов лексической нормы;
актирование текста с целью исправления речевых ошибок;
соблюдение основных
литературного языка:
грамматических
норм
современного
русского
существительных; имѐн собственных (географических названий); аббревиатур‚
обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имѐн
существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий
географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен
существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен
существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к
разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм
множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении;
употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в
краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественноименное сочетание;
согласование
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с
числительными;
построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с
причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚
сложных предложений разных видов;
литературных и разговорных
форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚
форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚
причастий‚ деепричастий‚ наречий;
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
прилагательных, глаголов с
учѐтом вариантов грамматической нормы;
учѐтом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью
исправления грамматических ошибок;
явление и исправление грамматических ошибок в устной речи.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к
незнакомому человеку; употребление формы «он»;
общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
анеры общения;
противостоять речевой агрессии;
этикета;
тного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
соблюдение основных орфографических норм современного
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе).
соблюдение основных пунктуационных норм современного
литературного языки (в рамках изученного в основном курсе):
русского
русского
определения лексического значения слова, особенностей употребления;
орфографических словарей для определения нормативного произношения слова;
вариантов произношения;
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
паронимов, а также в процессе редактирования текста;
нормы формообразования,
предложения; опознавания
редактирования текста;
антонимов‚
омонимов‚
словоизменения и построения словосочетания и
вариантов грамматической
нормы; в процессе
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в
письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
видами слушания (детальным, выборочным‚
ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
(просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определѐнному признаку; выделять
наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными
фактами;
танного и прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между
абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало
и конец темы; выявлять логический план текста;
дение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения
его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых
структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные /
дедуктивно-индуктивные,
стержневые/индуктивно-дедуктивные);
прочитанного текста; приѐмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации;
социальных сетях;
и тактик устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
еседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения
в споре;
-научные сообщения (ответы на уроке)
различных
видов
(ответ-анализ,
ответ-обобщение,
ответ-добавление,
ответгруппировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
-делового общения: убеждения собеседника;
побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения
сущности объекта; оценки;
дефиниция, собственно описание, пояснение;
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации,
опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
сследовательской) деятельности;
оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
(девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,
рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой
информации текста, его сильных позиций;
эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение
их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел 1. Язык и культура (5 часов)
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным
в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях».
Лексические заимствования.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Раздел 2. Культура речи (8 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Орфоэпия русского языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексика русского языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Грамматические (морфологические) нормы.
Грамматические (синтаксические) нормы.
Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Контрольная работа №1 тестирование «Орфоэпические нормы».
Контрольная работа №2 тестирование «Грамматические нормы».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность (18 часов)
Виды речевой деятельности и логичность речи. Текст как единица языка и
речи.
Функциональные разновидности языка.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы,
омонимы). Текст «Сила русского глагола».
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Сочинение-описание картины с использованием причастий.
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в литературе.
Лингвистический анализ текста.
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!».
Раздел 4. Употребление служебных частей речи (3 часа)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все
народы?».
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Языковая картина мира. К. Д. Ушинский. «О родном языке». Слово как
концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро».
Контрольная работа №3 Лингвистический анализ текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС (34 ЧАСА)
Раздел 1. Язык и культура (5 часов)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур.
Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской
речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого
этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической
речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической
речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация.
Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Контрольная работа: итоговое тестирование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
1.
Тема
Раздел 1. Язык и культура
Кол-во часов
5
2.
Раздел 2. Культура речи
8
3.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность
18
4.
Раздел 4. Употребление служебных частей речи
3
ИТОГО
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
1.
Тема
Раздел 1. Язык и культура
2.
Раздел 2. Культура речи
3.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность
ИТОГО
Кол-во часов
5
18
11
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский родной язык 10 класс 1 часов в год 34 часа
№
Тема урока
1Русский язык – язык русской художественной литературы.
Кол. часов
1
2Связь исторического развития языка с историей общества.
1
3Факторы, влияющие на развитие языка.
1
4Устаревшие слова как живые свидетели истории.
1
5Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте
1
Основные
орфоэпические
нормы
современного
6литературного языка. Орфоэпия русского языка.
1
1
2
3
4
5
русского
6
7Контрольная работа №1 тестирование «Орфоэпические нормы».
1
1
8
8Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексика русского языка.
9Основные
грамматические
литературного языка.
1
9
7
нормы
современного
русского
1Грамматические (морфологические) нормы.
1
1Грамматические (синтаксические) нормы.
1
1Правила речевого этикета: нормы и традиции.
1
1Контрольная работа №2 тестирование «Грамматические нормы».
1
10
11
12
13
1Виды речевой деятельности и логичность речи. Текст как
14 единица языка и речи.
1Функциональные разновидности языка.
15
1Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
16
17 Употребление числительных в речи и художественной литературе.
1
1
1
18
Употребление местоимений в речи.
1
19
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
1
20
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
1
21
1
22
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы,
антонимы, омонимы).
Текст «Сила русского глагола».
23
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
1
1
24
Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.
1
25
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
1
26
Сочинение-описание картины с использованием причастий.
1
27
Деепричастие как часть речи.
1
28
Употребление деепричастий в литературе.
1
29
Лингвистический анализ текста.
1
30
Правила написания наречий.
1
31
Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!».
1
32
Предлог. Употребление предлогов в речи.
1
33
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
1
34
Контрольная работа №3 Лингвистический анализ текста.
1