МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПОРЕЧЬЕ УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТО: на Совете Учреждения от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ с. Поречье Т.Н. Русина Приказ №137-А от «31» августа 2023 г. Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Поречье Углегорского городского округа Сахалинской области на 2023–2026 годы 2023 г. Оглавление ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБОУ СОШ С. ПОРЕЧЬЕ НА 2023– 2026 ГОДЫ ............................................................................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................. 12 РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ ..................... 13 РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ............................................................ 15 РАЗДЕЛ III. КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............ 18 РАЗДЕЛ IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ........ 22 РАЗДЕЛ V. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .................. 32 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБОУ СОШ С. ПОРЕЧЬЕ НА 2023–2026 ГОДЫ Полное наименование организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Поречье Наименование программы Программа развития МБОУ СОШ с. Поречье на 2023– 2026 годы Разработчики программы В разработке программы принимают участие все категории работников школы, а также учащиеся, их родители (законные представители). К разработке программы при необходимости привлекаются общественные, научные и иные организации Координаторы Русина Татьяна Николаевна, директор МБОУ СОШ с. Поречье Набродова Екатерина Анатольевна, заместитель директора МБОУ СОШ с. Поречье по УВР Исполнители программы Педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Поречье Нормативноправовая и методическая база для разработки программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"». 3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта Национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 3 4. Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Школа Минпросвещения России». 5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная указом Президента от 09.05.2017 № 203. 6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом 03.04.2012 № Пр-827. 7. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р. 8. Распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства от 31.03.2022 № 678р. 10. Распоряжение Правительства от 24.06.2022 № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». 11. Распоряжение Правительства от 28.04.2023 № 1105-р «О концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации». 12. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. 13. Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС-2021). 14. Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального 4 государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС-2021). 15. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 16. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 17. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 18. Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». 19. Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». 20. Приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». 21. Приказ Минпросвещения от 23.03.2020 № 117 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами». 22. Приказ Минпросвещения от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 23. Письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07. 24. Письмо Минпросвещения от 29.12.2022 № АЗ-1832/04. 5 25. Письмо Минпросвещения от 10.11.2021 № ТВ-1983/04. 26. Письмо Минпросвещения от 12.09.2022 № 07-6179. 27. Письмо Минпросвещения от 31.01.2023 № АБ-355/06. 28. Письмо Минпросвещения от 01.06.2023 № АБ-2324/05 29. Письмо Минпросвещения от 30.03.2021 № ВБ-511/08. 30. Протокол Минпросвещения от 27.12.2021 № СК-31/06пр «О создании и развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации». Срок реализации программы развития 3 года (с 2023 по 2026 год) Основные этапы реализации программы развития Первый этап: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное развитие образовательной организации, проведение промежуточного мониторинга реализации программы. Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития Цель программы развития 1. Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика. 2. Цифровизация образовательной деятельности, делопроизводства. 6 3. Внедрение ФГОС-2021, ФООП, приведение в соответствие ООП СОО с требованиями обновленного ФГОС СОО и проведение внутреннего мониторинга соответствия аккредитационным показателям. 4. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учетом потребностей и возможностей детей. 5. Модернизация системы охраны труда и повышение общей безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации. 6. Внедрение единой модели профориентации. Задачи программы развития Создание системы сетевого взаимодействия со спортивными организациями, вузами, организациями сферы культуры, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз. Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования. Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. Обучение по ООП, приведенных в соответствие с ФООП, с 01.09.2023. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. Повышение безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 7 Повышение эффективности системы охраны труда организации. Обеспечение безопасного образовательного процесса с соблюдением всех санитарноэпидемиологических требований. Реализация профминимума в 6–11-х классах. Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Разработаны и реализуются ООП НОО и ООП ООО, соответствующие ФГОС-2021 и ФОП. ООП СОО приведена в соответствие с требованиями обновленного ФГОС СОО и ФОП. Организована работа по языковой и социокультурной адаптации детей-иностранцев. Создан «Школьный театр». Создан «Школьный спортивный клуб «НАДЕЖДА». Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60 процентов. 95 процентов учащихся включено в систему дополнительного образования школы. В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса. Отсутствуют происшествия, произошедшие на территории организации. Реализована единая модель профориентации (профминимум на уровне не ниже базового). Ожидаемые результаты реализации программы Обеспечение качества общего и дополнительного образования, соответствующего ФГОС, социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся. Расширение перечня дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся. Организация профильного обучения на основе единой модели профориентации. 8 Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися в ходе государственной итоговой аттестации. Готовность выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике. Расширение деятельного участия обучающихся в освоении базовых национальных ценностей (через социальное проектирование, дебаты, интернет-конференции, тренинги, деловые игры и т. д.). Рост количества и масштабов социально позитивных инициатив со стороны обучающихся. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития талантливых детей на различных уровнях обучения в школе. Овладение педагогами цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач современного образования в условиях реализации ФГОС. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса. Трансформация физического пространства школы, пришкольного участка и учебного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС. Создание здоровых и безопасных условий труда и учебы. Повышено качество образования. Повышена профессиональная компетентность педагогического коллектива, в том числе в условиях дистанционного обучения. Приняты меры по препятствию распространения ОРВИ и коронавирусной инфекции. Структура программы развития Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния школы 9 Раздел II. Концепция развития школы Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития Раздел V. развития Мониторинг реализации программы Порядок управления реализацией программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией школы. Корректировки программы проводятся методическим и педагогическим советами школы. Порядок мониторинга реализации программы развития Обсуждение хода реализации программы на совещаниях при директоре, заседаниях педагогического совета, совета родителей (ежеквартально). Ответственный – директор (Русина Т.Н.). Публикация на сайте школы отчетов о реализации программы (ежеквартально). Ответственный – учитель информатики (Саченко Н.П.). Отчет администрации школы перед учредителем или его представителем (ежегодно). Ответственный – директор (Русина Т.Н.) Ресурсное обеспечение реализации программы развития 1. Кадровые ресурсы. 6 % педагогам школы присвоена высшая квалификационная категория. Доля педагогов с первой квалификационной категорией должна составить 20%, с высшей – 15%. 2. Материально-технические ресурсы. Школа полностью укомплектована для реализации образовательных программ общего образования. 3. Информационные ресурсы. В школе имеется в наличии высокоскоростная локальная сеть для выхода в интернет. 10 Механизмы реализации программы развития школы 1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами. 4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических работников, обмена опытом. 6. Обновление материально-технического оснащения школы. 7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования. 11 ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития школы. В программе отражаются системные, целостные изменения в школе (инновационный режим), сопровождающиеся проектно-целевым управлением. Основными функциями школы по реализации настоящей программы развития являются: организация и координация деятельности школы по достижению поставленных перед ней задач; определение ценностей и целей, на которые направлена программа; последовательная реализация мероприятий программы с использованием научно-обоснованных форм, методов и средств; выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития; интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития школы. 12 РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ Информационная справка Дата создания школы: 01 сентября 1975. Пореченская средняя школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Поречье Углегорского муниципального района Сахалинской области на основании Постановления мэра Углегорского муниципального района Сахалинской области от 23.03.2007 г. №186. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Поречье Углегорского муниципального района Сахалинской области переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Поречье Углегорского муниципального района Сахалинской области на основании Постановления мэра Углегорского муниципального района Сахалинской области от 22.03.2011 г. №114. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Поречье Углегорского муниципального района Сахалинской области переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Поречье Углегорского городского округа Сахалинской области на основании Постановления администрации Углегорского городского округа Сахалинской области от 22.12.2017 г. №1209. Учредительные документы школы Устав. Действующий Устав Школы утвержден постановлением администрации Углегорского городского округа от 22.12.2017г. №1209. Лицензия. 27.02.2018 Школа получила лицензию (серия 65Л01 № 0000811, регистрационный номер 88-Ш), дающую право осуществления образовательной деятельности. Свидетельство об аккредитации. 17.04.2018 г. Школа прошла государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации 65А01 № 0000213, регистрационный номер 88-Ш). Школа реализует образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца. 13 Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Основной государственный регистрационный номер: 1026500993441 государственным регистрационным номером 2176501221367. Свидетельство о регистрации в налоговом органе. Основной государственный регистрационный номер 1026500993441. ИНН /КПП 6508006412/650801001. Система управления школой 1. 2. 3. 4. Общее собрание работников. Педагогический совет. Совет Учреждения. Совет старшеклассников. Условия обучения в школе В школе нет структурных подразделений. В ней обучаются 33 учащихся в 11 классах. Учебные занятия проводятся в одну смену. Режим работы школы: пятидневная учебная неделя. Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня работают факультативные и элективные курсы, кружки, спортивные секции. Для функционирования школы, в том числе организации образовательного процесса, имеются: учебные кабинеты – 11, площадь – 559,2 кв. м; компьютерный класс, площадь – 69.30 кв. м; мастерская, площадь – 87 кв. м; спортивный зал, площадь – 174,7 кв. м; столовая (40 посадочных мест); медицинский кабинет, площадь – 14.4 кв. м; методический кабинет, площадь – 9,5 кв. м. Кадровый состав школы Всего педагогов (учителей) – 17 человек, вакансий нет. Воспитатели – 3 человека. Высшее педагогическое образование имеют 11 человек (65%), среднее специальное – 4 человек (начальные классы, технология, музыка) (23%), не имеют педагогического образования (прошли курсы профессиональной переподготовки) – 2 человека (математика, воспитатель). Педагоги с высшей категорией - 1 человек (6%). Педагоги, прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности – 14 человек (82%). Педагоги со стажем работы в ОУ менее двух лет – 2 человек (12%) приняты в этом учебном году: учитель русского языка и литературы, воспитатель. 14 Педагоги возраст, которых до 35 лет – 2 человека (12%), 1 из них был принят на работу в этом учебном году. РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Концепция развития школы предполагает достижение школой ряда основополагающих задач, определенных потребностями развития современного общества: 1. Создание особых условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 2. Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания. 3. Совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. 4. Создание условий для физического и психологического комфорта учащихся в школе. 5. Усилить информационную безопасность обучающихся. 6. Совершенствование условий для формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. 7. Активизировать профориентацию школьников. 8. Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления толерантных взаимоотношений, развития коммуникативной культуры, нравственных качеств личности. 9. Сбережение здоровья учащихся. 10. Развитие у учащихся стремления к здоровому и безопасному образу жизни, занятиям спортом. 11. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. 12. Модернизация и пополнение материально-технического обеспечения школы, развитие информационных коммуникаций. Ключевые направления развития школы до 2026 года 1. Внесение изменений в ООП СОО в соответствии с обновленным ФГОС СОО. Скорректировать целевой, содержательный и организационный разделы ООП СОО. Скорректировать рабочие программы учебных предметов. 15 Внести мероприятия по контролю реализации обновленного ФГОС СОО в план ВСОКО и ВШК. Скорректировать локальные акты школы (по необходимости). 2. Внедрение единой профориентационной модели. Создание рабочей группы, отвечающей за разработку и реализацию плана профориентационной работы за учебный год в соответствии с установленным уровнем реализации профминимума. 3. Создание школьного театра. Включение в проект Минпросвещения «Школьный театр». Определение организационной модели школьного театра. Разработка документации по организации работы школьного театра. Организация сетевого сотрудничества с организациями, оказывающими поддержку проекта. 4. Создание школьного спортивного клуба. Определение организационной модели школьного спортивного клуба. Разработка документации по организации работы спортивного клуба. Организация сетевого сотрудничества с организациями, оказывающими поддержку проекту. Создание необходимых материально-технических, кадровых и методических условий для обеспечения деятельности спортивного клуба. 5. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям. Следить, когда утвердят аккредитационные показатели для общеобразовательных организаций. Провести внутреннюю проверку школы на соответствие аккредитационным показателям. Если выявятся несоответствия, провести мероприятия по их устранению. 6. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой образовательной среды. Внедрение электронного документооборота. 7. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализировать локальные нормативные акты школы в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в том числе: проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов; 16 модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений; обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. 8. Усиление антитеррористической защищенности организации. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. 9. Продолжение профилактики ОРВИ и коронавирусной инфекции. Школа продолжает организовывать образовательный процесс с учетом антикоронавирусных правил, чтобы создать безопасную эпидемиологическую обстановку для участников образовательного процесса. 17 РАЗДЕЛ III. КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: МИССИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Миссия школы – помогать средствами современного образования стать успешным любому ученику, готовить выпускников, способных развиваться и развивать страну. Ключевые приоритеты развития школы до 2026 года: 1. Создание системы сетевого взаимодействия, которая будет оказывать учащимся помощь в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз. 2. Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования. 3. Совершенствование модели управления качеством образования. 4. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. 5. Совершенствование систем работы по развитию талантов учащихся через защиту научно-исследовательских проектов Целью программы является повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: - формирование устойчивой мотивации учащихся к повышению своего уровня подготовки через урочную и внеурочную деятельность; – развитие сетевого взаимодействия; – активизация системы общественно-гражданского управления школой; – мониторинг реализации ФГОС в образовательной организации; – повышение качества работы с одаренными детьми; – реализация программы здоровьесбережения учащихся; – организация наставничества и шефства в ученической среде; - создание доброжелательного образовательного пространства для организации занятости обучающихся в течение полного дня. Этапы реализации: Первый этап реализации программы развития: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение развития школы, организацию промежуточного и итогового мониторинга реализации программы. Второй этап реализации программы развития: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. 18 Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития. Требования к условиям воспитания и социализации: – создание социально-воспитательной среды школы, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории; – создание эколого-воспитательной среды школы, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом; – создание эстетической среды школы, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; – создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю школы, ее культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников; – взаимодействие школы при разработке и реализации программы воспитания и социализации учащихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, СМИ); – взаимодействие школы при разработке и реализации программы воспитания и социализации учащихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; – работа школы с семьей, системное привлечение родителей учащихся к разработке и реализации школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся; – интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейновоспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации учащихся; – направленность программ обучения, воспитания и социализации учащихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни; – педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России. Индикаторы и результаты развития Реализуя Программу, ожидается получить: ученика, физически, психически и интеллектуально здорового, развитого, заинтересованного в процессе и результате приобретения своих знаний; 19 учителя, мотивированного на собственный профессиональный успех и достижения ученика, приращение собственных профессиональных компетенций; родителя, включенного в образовательную деятельность и воспитательную работу; эффективную систему государственно-общественного управления Школой. SWOT – анализ потенциала развития МБОУ СОШ с. Поречье SWOT – анализ потенциала развития позволяет оценить степень готовности образовательной организации к достижению целевых показателей Государственной программы, Национального проекта «Образование. SWOT – анализ - это управленческий инструмент обобщения результатов сравнительного анализа содержания отчетов о самообследовании МБОУ СОШ с. Поречье за три последних года, что позволяет исключить дублирование материалов самообследования в Программе развития. Направлениями SWOT – анализа выступают: - «S» выявление «сильных сторон» в деятельности образовательной организации для реализации положений стратегии развития образования. В рамках проведения анализа потенциала образовательной организации - это поиск «точек роста», которые можно превратить в проекты - уникальные способы достижения целевых показателей. - «W» вычленение «слабых сторон», могущих затруднить реализацию стратегии. В рамках проведения анализа потенциала образовательной организации - это выявление проблем, которые предстоит устранить в процессе совершенствования (оптимизации, рационализации и др.) организации образовательной деятельности. - «O» поиск «благоприятных возможностей» - внешних источников ресурсов, позволяющих достичь целевые показатели стратегии. - «T» прогнозирование «рисков» - внешних угроз для образовательной организации, не обеспечивающей достижение целевых показателей. SWOT – АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Сильные стороны Благоприятные возможности 20 Наличие опытных кадров; Наличие общедоступных информационных ресурсов и глобальной сети; Небольшая наполняемость классов; Сплоченность и работоспособность педагогического коллектива; Разнообразные формы сотрудничества с родителями; Использование современных технологий в учебном процессе; Результативная система дополнительного образования Слабые стороны Высокий уровень эмоционального выгорания педагогов, чрезмерная педагогическая нагрузка; Низкая мотивация к учебной деятельности; Снижение успеваемости и качества при переходе с одной ступени на другую; Большое количество детей из малообеспеченных и многодетных семей; Качество знаний ниже 50%. Сетевое взаимодействие; Вовлечение родителей в образовательное пространство школы; Повышение квалификации учителей; Расширение возможностей использования материальнотехнической базы; Отслеживание результативности перехода в эффективный режим развития школы. Риски Недостаточная эффективность качества повышения квалификации; Старение кадров; Слабая заменяемость кадров молодыми педагогами; Удаленность территории села от культурных и научных центров; Рост социально-неблагополучных семей. 21 РАЗДЕЛ IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ План мероприятий по реализации программы развития школы на 2023– 2026 годы Мероприятие Ответственный Срок Результат 1. Внесение изменений в ООП СОО в соответствие с обновленным ФГОС СОО и ФОП Скорректировать целевой, содержательный и организационный разделы ООП СОО Заместитель директора по УВР Проверить правки в планируемых Заместитель результатах директора по освоения ООП в УВР целевом разделе Проверить правки в содержательном Заместитель разделе в части директора по программы УВР коррекционной работы Проконтролировать правки в организационном разделе в части учебных планов – названия предметных областей, перечень учебных предметов, базовый и углубленный уровень, объем Заместитель директора по УВР Рабочая группа 22 До 20.08.2023 ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО До 20.08.2023 Целевой раздел в соответствии с ФГОС СОО До 20.08.2023 Содержательны й раздел в соответствии с ФГОС СОО До 20.08.2023 Организационн ый раздел в соответствии с ФГОС СОО аудиторной нагрузки Проконтролировать корректировку педагогами рабочих программ – Заместитель планируемые директора по результаты, УВР содержание и тематическое планирование Внести мероприятия по контролю Заместитель реализации директора по обновленного УВР ФГОС СОО в план ВШК и ВСОКО Скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости) с соблюдением необходимых процедур по согласованию изменений и размещению соответствующей информации в рамках информационной открытости Июнь 2023 Рабочие программы учебных предметов в соответствии с ФГОС СОО Август 2023 Мероприятия по контролю реализации обновленного ФГОС СОО в плане ВСОКО и ВШК Август 2023 Локальные нормативные акты школы Директор Заместитель директора по УВР 2. Внедрение единой модели профориентации Ознакомление с методическими рекомендациями по реализации Август Директор, заместитель директора по ВР 23 профориентационно го минимума из письма Минпросвещения от 01.06.2023 № АБ2324/05 Назначение Август ответственного по реализации профориентационно го минимума (не ниже уровня заместителя директора) Директор Регистрация в проекте «Билет в будущее» Август Ответственный по реализации профориентационн ого минимума Определение Август ответственных за организацию профориентационно й работы из числа педагогических работников. Создание рабочей группы, отвечающей за разработку и реализацию плана профориентационно й работы на 2023/24 учебный год в соответствии с установленным уровнем реализации профминимума Директор, ответственный по реализации профориентационн ого минимума Проведение инструктажа по Ответственный по реализации Август 24 организации и проведению профориентационно й работы для ответственных. Прохождение ответственными специалистами обучения по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по организации и проведению профориентационно й работы в образовательной организации, если реализация профминимума организована на основном уровне профориентационн ого минимума Подготовка плана Август профориентационно й работы с учетом возрастных групп. Ответственный по реализации профориентационн ого минимума Включение в Август– расписание занятий сентябрь профориентационны х занятий курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для 6– 11-х классов на еженедельной основе в четверг Заместитель директора по УВР 25 Разработка Август– диагностического сентябрь конструктора: набор вариантов профориентационны х диагностик исходя из потребностей обучающихся Педагог-психолог Подготовка плана Август– профориентационны сентябрь х экскурсий в организации ВО и СПО Ответственный по реализации профориентационн ого минимума Ознакомительное Сентябрь родительское собрание по вопросу реализации профориентационно го минимума Ответственный по реализации профориентационн ого минимума 3. Реализация концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года Директор Проанализировать кадровые ресурсы До 15.08.2023 Аналитическая справка Скорректировать перспективный план Заместитель повышения директора по квалификации УВР педагогов До 15.09.2023 План повышения квалификации педагогов Заместитель директора по АХЧ Заместитель директора по УВР До 15.08.2023 Аналитическая справка Проанализировать материальнотехническую базу Заместитель директора по УВР 26 Заключить договор на сетевое взаимодействие с педагогическим колледжем города Энска Скорректировать основную образовательную программу Скорректировать сопутствующие документы, в том числе скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости) с соблюдением необходимых процедур по согласованию изменений и размещению соответствующей информации в рамках информационной открытости Директор Заместитель директора по УВР До 01.09.2023 Договор До 01.09.2023 Программа дополнительног о образования или внесение изменений в учебные планы и планы внеурочной деятельности в ООП всех уровней До 01.09.2023 Локальные акты Директор Заместитель директора по УВР 4. Усиление информационной безопасности детей 27 Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий Разработать комплексный план мероприятий по усилению информационной безопасности Приказы Директор Заместитель директора по ВР Второе полугодие 2023 Заместитель Сентябрь 2023 директора по ВР Локальные нормативные акты школы Утвержденные планы 5. Создание школьного театра Определить, в каком Директор формате До 01.09.2023 Заместитель организовать директора по ВР школьный театр Приказ Разработать и утвердить программу допобразования или скорректировать Заместитель До 01.09.2023 основную директора по ВР образовательную программу в части внеурочной деятельности Программа дополнительног о образования или внесение изменений в план внеурочной деятельности в ООП всех уровней Скорректировать сопутствующие документы, в том числе скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости) с соблюдением необходимых процедур по согласованию Локальные акты Директор До 01.09.2023 Заместитель директора по ВР 28 изменений и размещению соответствующей информации в рамках информационной открытости 6. Создание школьного спортивного клуба Определить, в каком Директор формате организовать До 01.09.2023 Заместитель школьный директора по ВР спортивный клуб Приказ Разработать и утвердить программу допобразования или скорректировать Заместитель До 01.09.2023 основную директора по ВР образовательную программу в части внеурочной деятельности Программа дополнительног о образования или внесение изменений в план внеурочной деятельности в ООП всех уровней Скорректировать сопутствующие документы, в том числе скорректировать локальные нормативные акты школы (при необходимости) с соблюдением необходимых процедур по согласованию изменений и размещению соответствующей Локальные акты Директор До 01.09.2023 Заместитель директора по ВР 29 информации в рамках информационной открытости Создать необходимые материальнотехнические, кадровые и методические условия для обеспечения деятельности спортивного клуба Директор Заместитель директора по ВР До 01.09.2023 Ответственный за проект Перечень необходимого оборудования 7. Усиление антитеррористической защищенности организации Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами Директор Приказы Второе полугодие 2023 Заместитель директора по АХР Локальные нормативные акты школы Разработать комплексный план мероприятий по усилению Заместитель антитеррористическ директора по ой безопасности, АХР интегрировать его с антикризисным планом организации Сентябрь 2023 Утвержденные планы Разработка плана проведения учений и тренировок по АТЗ Ежегодно в феврале Утвержденные планы Заместитель директора по АХР 30 8. Профилактика коронавируса и ОРВИ Проведение дополнительной разъяснительной работы для педагогов и учеников о том, что необходимо сохранять и укреплять свое здоровье, отказаться от вредных привычек, поддерживать иммунитет Информирование о сезонных заболеваниях, способах борьбы с ними, мерах профилактики Директор Заместитель директора по УВР Ежегодно в течение года Утвержденные планы Октябрь, апрель ежегодно Утвержденные планы Медработник Медработник 31 РАЗДЕЛ V. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов. 2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства. 3. Расширение перечня образовательных возможностей, социальнообразовательных партнерств. 4. Создание эффективной профильной системы обучения и развитие проектной деятельности обучающихся. 5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Уменьшение замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Внедрение новых ФГОС НОО и ООО (ФГОС-2021) Критерии и показатели оценки Разработаны и реализуются ООП НОО, ООП ООО, соответствующие ФГОС-2021 и ФОП. Приведение в соответствие ООП НОО, ООО и СОО с ФООП Разработана и реализуется ООП СОО, соответствующая обновленному ФГОС Внесение изменений в ООП СОО и ФОП. СОО в соответствии с обновленным ФГОС СОО Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. 32 Удовлетворенность 60 процентов участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60 процентов. 50 процентов классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным руководством. Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования. В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного процесса. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг 95 процентов учащихся включено в систему дополнительного образования школы. В школе созданы и функционируют школьный театр и школьный спортивный клуб. Прирост финансирования организации на 30 процентов за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. 33 Цифровизация образовательного Увеличилось на 35 процентов число и управленческого процесса работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Совершенствование системы охраны труда Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда. Усиление антитеррористической Отсутствие происшествий на территории защищенности организации. организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности. 34 «Дорожная карта» процессного управления развитием МБОУ СОШ с. Поречье по обеспечению достижения основных целевых показателей национального проекта «Образование», региональных программ и проектов до 2026 года Целевой показатель Мероприятие Срок Ответственный Планируемый результат (внутришкольный) реализации Мероприятия, обеспечивающие стратегию воспитательной деятельности. Количество предметных областей, в которых обновлено содержание, методы обучения и технологии обучения Количество уровней общего образования, охваченных вновь выстроенной системой оценки качества образования с учетом практики международных исследований качества подготовки обучающихся Разработка рабочих программ по предметным 2023-2026 Зам.директора по областям. УВР Обновление содержания и методик реализации программ Совершенствование внутренней оценки 2023-2026 качества образования в соответствии с критериями международных исследований. Разработка модели подготовки обучающихся к международным исследованиям. Участие обучающихся в оценке качества образования в соответствии с требованиями международных исследований. Обучение педагогов современным технологиям обеспечения качества образования в соответствии с требованиями международных исследований Количество программ 2023 - 1 2024 - 2 2025 - 3 2026 - 4 Зам.директора по Количество уровней: УВР 2023 - 1 2024 - 2 2025 - 3 2026 – 3 Доведение доли обучающихся, привлеченных к процедуре оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся до 20%: 2023 - 5% 2024 – 10% 2025 – 15% 2026 – 20% Доведение доли педагогов, обученных современным технологиям обеспечения качества образования до 50%: 2023 - 10% 2024 – 20% 2025 – 35% 2026 – 50% Процент обновления материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ Обновление материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательных программам, дополнительных общеобразовательных программ 2023-2026 Доля обучающихся, осваивающих обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования,%. Введение ФГОС СОО и усиление физикоматематического, естественнонаучного, технологического профилей обучения. Обновление содержания и методик реализации программ. 2024-2025 Доля обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, % Разработка новых программ дополнительного образования. Реализация большего спектра дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Организация сетевого взаимодействия с организациямипартнерами Зам.директора по АХР Зам.директора по УВР Обновление материальнотехнической базы до 25%: 2023 – 5% 2024 – 10% 2024 – 15% 2025 – 20% 2026 – 25% Доведение доли обучающихся, охваченных обновленными федеральными государственными образовательными стандартами до 100%: 2024-2025 – 100% 2023 - 2026 Зам. директора по Доведение численности УВР обучающихся, охваченных дополнительным образованием до 96%: 2023 – 94,2 2024 – 94,8 2024 – 95 2025 – 95,5 Число обучающихся, принявших участие в разноуровневых конкурсных, олимпиадныхи иных мероприятиях для детей. Развитие системы целевой подготовки (индивидуальной и групповой) обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсном движении. 2023 - 2026 Зам.директора по УВР Доведение численности обучающихся, охваченных конкурсным движением, до 50%: 2023 - 25 2024 - 30 2025 - 35 2026 – 40 Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность детских общественных организаций, чел. Развитие деятельности детских общественных объединений в гимназии: РДШ, ЮИД, Юные пожарные и др. Поддержка инициатив органов ученического самоуправления. Обеспечить участие в ежегодных конкурсных отборах на предоставление субсидий (грантов) лучшим практикам в сфере добровольчества (волонтерства) Организация и совершенствование на базе школы рабочих мест обучающихся для обучения через открытые уроки "Проектория", "Уроки настоящего". 2023-2026 Зам.директора по УВР Доведение численности обучающихся, вовлеченных в детские общественные организации, до 20 чел.: 2023 - 40 2024 - 50 2025 - 60 2026 – 70 2023-2026 Зам.директора по Доведение численности УВР обучающихся – участников открытых уроков «Проектория» и др., до 30 чел.: 2023 10 2024 - 15 2025 - 20 2026 – 30 Число участников открытых онлайнуроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию обучения, доступ Организация отдельной страницы на сайте к цифровому школы «Возможности цифровой образовательному образовательной среды для повышения профилю, включающий в качества образования». себя сервисы по получению образовательных услуг и государственных услуг в сфере образования в электронной форме, в общем числе обучающихся по указанным программам, % Мероприятия по материально-технической модернизации школы Процент обновления информационного наполнения и функциональных возможностей официального сайта МБОУ СОШ с. Поречье Количество рекреативных пространств и зон образовательной, двигательной активности и психологического комфорта Своевременное обновление информации на сайте в соответствии с действующим законодательством. 2023-2026 Зам.директора по УВР Обновление информации:– 100% Создание в гимназии рекреативных пространств и зон образовательной, двигательной активности и психологического комфорта. 2023-2025 Зам.директора по АХР Количество пространств и зон: 2023 - 1 2024 – 2 2025 - 3 Мероприятия по кадровой модернизации школы Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, % Доля педагогических работников, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, % Доля педагогических работников, участвующих в профессиональных сообществах с целью обмена опытом, % Развитие системы методической работы в 2023-2026 гимназии, обеспечивающей диагностику профессиональных дефицитов педагогов, затрудняющих достижение высокого качества образования. Разработка нормативной базы по индивидуальному плану профессионального развития педагога. Создание условий для прохождения профессиональной онлайн-диагностики профессиональных дефицитов педагогическими работниками. Обеспечение обязательного вовлечения 2023-2026 учителей в конкурсы профессионального мастерства Зам.директора по УВР Доля педагогических работников: 2023 - 5% 2024 - 10% 2025 - 12% 2026 - 20% Зам.директора по УВР Обеспечение вовлечения учителей в профессиональные сообщества с целью обмена опытом Зам.директора по УВР Доля педагогических работников: 2023 - 5% 2024 - 7% 2025 - 10% 2026 - 15% Доля педагогических работников: 2023 - 10% 2024 - 20% 2025 - 30% 2026 - 40% 2023-2026 Доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку квалификации, % Обеспечение участия педагогических работников в добровольной независимой оценки квалификации. Формирование банка кадрового резерва для развития школы 2023-2026 Зам.директора по УВР Доля педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию в области современных цифровых технологий в образовании,% Направление педагогов на обучающие семинары, курсы повышения квалификации по вопросам использования цифровых технологий в образовании. Проведение обучающих семинаров и практикумов в рамках программы внутришкольного повышения квалификации 2023-2026 Зам. директора по УВР Доля педагогов, использующих в работе инновационные образовательные технологии Развитие системы внутришкольного повышения квалификации и диссеминации актуального педагогического опыта 2023-2026 Зам.директора по УВР Доля педагогических работников: 2023 - 0% 2024 - 5% 2025 - 7% 2026 - 10% Доведение численности педагогических и руководящих работников, охваченных повышением квалификации по данному вопросу, до 60%: 2023 - 10 2024 - 30 2025 - 50 2026 – 60 2023 - 10 2024 - 30 2025 - 50 2026 – 60