МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Администрация Углегорского городского округа
МБОУ СОШ с. Поречье
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО гуманитарного
цикла МБОУ СОШ с.
Поречье
Директор МБОУ СОШ
с. Поречье
________________________
Русина Т.Н.
Приказ №147-А от «31»
августа 2023 г.
________________________
Александрова Н.А.
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной (русский) язык»
основное общее образование
с. Поречье 2023
Планируемые результаты освоения программы
8 КЛАСС
Изучение предмета «Русский родной язык» в 8-м классе должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями,
навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Русский родной язык» в 8-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность
следующих умений.
«Язык и культура»:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие
общеязыковых и художественных метафор;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения
(с использованием словарей);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском
языке;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках
изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного
языка;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
комментировать исторические особенности русского речевого этикета
(обращение);
характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной
статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен
существительных, имѐн прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учѐтом произносительных вариантов современной орфоэпической
нормы;
употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и
ударения современного русского языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках
изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом
стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических
ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормам современного
литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных
форм, в частности родительного и творительного падежей;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения
слова и
особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и
правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; для
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
использовать
различные виды слушания (детальное,
выборочное‚
ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления
информации;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном
общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.;
анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра
публицистического стиля речи;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.
9 КЛАСС
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями,
навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В
конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность
следующих умений.
«Язык и культура»:
•
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры
взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
•
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
•
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в
речи;
•
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
текстах;
•
приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие
общеязыковых и художественных метафор;
•
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения
фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
•
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
•
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в
различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
•
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском
языке;
•
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
•
комментировать особенности современных иноязычных заимствований;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
•
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической
окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
•
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
•
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной
статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
•
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных
частей речи (в рамках изученного);
•
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учѐтом произносительных вариантов современной орфоэпической
нормы;
•
употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
•
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
•
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
•
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:
управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных
видов; предложений с косвенной речью;
•
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
•
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
•
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
•
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
•
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
•
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учѐтом еѐ
соответствия основным нормам современного литературного языка;
•
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
•
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
•
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
•
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для
определения лексического значения слова и
особенностей его употребления;
•
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
•
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚
паронимов, а также в процессе редактирования текста;
•
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
•
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика,
диаграмма, дисплейный текст и др.);
•
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;
•
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота,
шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального
общения;
•
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать деловые письма;
•
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
•
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной
форме;
•
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в
учебно-научной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
•
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях.
Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и
вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском
речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому.
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после
мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твѐрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного
происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твѐрдого [н] перед мягкими
[ф]и [в]; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного
языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим в своѐм составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл –
врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного
несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных
сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две
молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих
сестёр – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имѐн; их
оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных
доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов,
критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т. д.
Резерв учебного времени.
9 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования
иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно,
вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово –
обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания
(приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование
по русскому родному языку в 8 классе
№
Тема урока
Кол-во
часов
Язык и культура 5 часов
Исконно русская лексика. Собственно русские слова.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.
Речевой этикет и вежливость.
Речевой этикет и вежливость.
«Ты» и «Вы» в русском речевом этикете.
Культура речи 5 часов
7
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка.
8
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
9
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
10
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Речь. Речевая деятельность. Текст 7 часов
11
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
12
Текст как единица языка и речи.
13
Текст как единица языка и речи.
14
Разговорная речь.
15
Научный стиль речи.
16
Правила корректной дискуссии.
17
Язык художественной литературы.
Итого 17ч.
1
2
3
4
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
по русскому родному языку в 9 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Язык и культура 4 часа
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Примеры ключевых слов русской культуры.
Крылатые слова и выражения из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен и т.п.
Языковые изменения. Активные процессы в современном русском языке.
«Неологический бум»- рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии.
Активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи 7 часов
Основные орфоэпические нормы. Активные процессы в области
произношения и ударения.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Современные толковые словари. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст. 6 часов
Русский язык в Интернете. Контактное и дистантное общение.
Разговорная речь.
Официально- деловой стиль.
Учебно- научный стиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы.
Итого 17 часов
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1