МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Администрация Углегорского городского округа
МБОУ СОШ с. Поречье
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарного
цикла МБОУ СОШ с.
Поречье
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
с. Поречье
________________________
Русина Т.Н.
Приказ №147-А от «31»
августа 2023 г.
________________________
Александрова Н.А.
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная (русская) литература»
основное общее образование
с. Поречье 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
уровню
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
развития науки
и
общественной практики,
учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
готовность
к
совместной
деятельности,
активное
участие
в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое
пространство
своего
народа;
осознание
коммуникативно-
эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление
ключевых
для
национального
сознания
культурных
и
нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях
родной
русской
литературы,
и
создание
собственных
текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
в
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы
повседневной
жизни
и
проектной
учебной
деятельности,
в
речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
накопление
произведений
родной
опыта
русской
планирования
литературы,
собственного
определения
и
досугового
чтения
обоснования
своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
8 класс
развитие
умения
выделять
проблематику и
понимать
эстетическое
своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
развитие
умений
давать
смысловой
и
идейно-эстетический
анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами еѐ обработки и
презентации.
9 класс
развитие
умения
выделять
проблематику и
понимать
эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
единстве
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
формы
ассоциаций,
и
давать
содержания,
устанавливать
самостоятельный
смысловой
поле
и
собственных
читательских
идейно-эстетический
анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные
тексты
интерпретирующего
характера
в
различных
форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами еѐ обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
8 КЛАСС
Введение. Из древнерусской литературы
1ч
Родная литература как способ познания жизни. Рассказы русских летописей 12-14 веков
(по выбору). «Гнездо орла».
Из литературы 18 века
1ч
Н.М.Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского».
Из русской литературы 19 века
6ч
Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад».
В.М.Гаршин. «То, чего не было». Смысл новеллы.
А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная». Поэтические
традиции 19 века в творчестве А.Н.Апухтина.
Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость
души подростка.
Из русской литературы 20 века
8ч
Б.П.Васильев. «Завтра была война». Образы подростков.
Р.И.Рождественский. Стихотворения. «На земле безжалостно маленькой».
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася». Благородство героя.
В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг».
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. 1 ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе
9 КЛАСС
Введение 1ч.
Прогноз развития литературных традиций.
Из русской литературы 18 века 1ч.
Н.М.Карамзин. «Сиерра морена»- яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви.
Из русской литературы 19 века 2ч.
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы»- подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. « Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог» и др.
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Нравственное перерождение героини.
Из русской литературы 20 века 8ч.
Традиции литературы 20 века. Малый эпический жанр.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини, две судьбы.
« Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини, две судьбы.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
К.Д.Воробьев «Гуси- лебеди». Человек на войне. Смысл названия рассказа.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Вов.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Вов.
Из современной русской литературы 5ч.
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки»- многолетние раздумья автора о человеке, природе,
проблемах современного общества и о судьбе России.
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Две героини, две судьбы.
Т.Н.Толстая «Соня». Тема нравственного выбора.
Б.П.Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Вов.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Введение. Из древнерусской литературы 1ч
Родная литература как способ познания жизни. Рассказы русских
летописей 12-14 веков (по выбору). «Гнездо орла».
Из литературы 18 века 1ч
Н.М.Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы 19века 6ч
Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад».
В.М.Гаршин. «То, чего не было». Смысл новеллы.
А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная».
Поэтические традиции 19 века в творчестве А.Н.Апухтина.
Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна».Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Из литературы 20 века 8ч
Б.П.Васильев. «Завтра была война». Образы подростков.
Р.И.Рождественский. Стихотворения. «На земле безжалостно
маленькой».
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася».Благородство героя.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася». Благородство героя.
В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг».
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области 1ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Итого 17ч
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема
Введение 1ч.
Прогноз развития литературных традиций.
Из русской литературы 18 века 1ч.
Н.М.Карамзин. «Сиерра морена»- яркий образец лирической прозы
русского романтического направления 18 века. Тема трагической
любви.
Из русской литературы 19 века 2ч.
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы»- подлинная энциклопедия
народной жизни. Поиск встречи с Богом. « Свечка», «Три старца»,
«Где любовь, там и Бог» и др.
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Нравственное перерождение
героини.
Из русской литературы 20 века 8ч.
Традиции литературы 20 века. Малый эпический жанр.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини,
две судьбы.
« Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини,
две судьбы.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев.
К.Д.Воробьев «Гуси- лебеди». Человек на войне. Смысл названия
рассказа.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Вов.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Вов.
Из современной русской литературы 5ч.
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки»- многолетние раздумья автора о
человеке, природе, проблемах современного общества и о судьбе
России.
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Две героини, две судьбы.
Т.Н.Толстая «Соня». Тема нравственного выбора.
Б.П.Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы
Вов.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа.
Итого: 17ч.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1