МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Администрация Углегорского городского округа
МБОУ СОШ с. Поречье
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарного
цикла МБОУ СОШ с.
Поречье
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
с. Поречье
________________________
Русина Т.Н.
Приказ №147-А от «31»
августа 2023 г.
________________________
Александрова Н.А.
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
для 10-11 классов
среднее общее образование
(уровень)
Срок реализации: 2 года
с. Поречье 2023
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учебного предмета ……3-6
Содержание учебного предмета…………………………………..6-11
Учебно-тематическое планирование ..........................................11-12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результатом освоения программы по русской литературе на уровне
среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков
понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического
вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для
формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.
Предметные результаты обучения русской литературе в
старших классах школы заключаются в следующем:
В познавательной сфере:
- умение воспринимать литературные произведения, созданные в той
или иной
исторической эпохе, в единстве формы и содержания,
формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в
произведении вечные нравственные ценности;
- понимание исторической и культурной связи литературных
произведений с эпохой их написания;
- знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных
этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых
явлений; - умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по
литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять
творческие работы;
- умение использовать литературоведческие термины при анализе
истории литературы.
В ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной
литературы; формирование собственного отношения и оценки к
произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и
письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и
о литературном периоде;
- умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с
учетом литературного периода, когда оно было создано;
- умение оценивать мастерство автора и умение формировать
собственное отношение к нему. В эстетической сфере:
- формирование общего представления об образной природе
литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;
- воспитание уважения к разным культурам, внимательного и
уважительного
отношения к достижениям различных национальных
литератур.
Межпредметными результатами обучения русской литературе в
старших классах школы являются следующие:
- формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и
усвоения литературных
произведений при помощи других видов искусства, формирование
постоянного интереса к литературе и искусству;
- воспитание потребности общения на родном языке и уважения к
татарскому языку;
- сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся
представления о литературе и культуре других народов, воспитание
уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;
- уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской
литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах,
и периодах развития литературы.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература»
выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения
родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога; – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных
национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
– обеспечению
культурной
самоидентификации,
осознанию
коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание
на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа; - давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать
их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз,
используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с
точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что
в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное
восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в
сочетании
воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического
или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Блок 1. Человек и его внутренний мир
Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в
ситуации нравственного
выбора. Произведения, нацеливающие на
размышления о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и
вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Блок 2. Человек, семья и общество
Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и
дома, других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека,
образе его жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств ее
достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении между поколениями,
социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о
причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном
выборе человека на войне.
Блок 3. Человек, природа, Родина и культура
Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре,
природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на размышления о
связи человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности
сохранения исторической памяти, о роли личности в истории, об отношении
человека к природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как
культурном феномене).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС (34 ЧАСА)
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить
его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и его внутренний мир 9
Лиханов А. «Мой генерал». «Мой генерал» – так зовет пионер Антошка
своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку
и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях
радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга,
посвященная дружбе двух близких людей.
Улицкая Л. «Народ избранный». Рассказ не только о «народе
избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли.
Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми,
успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-
разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество,
болезни, страдания и смерть.
Екимов Б. «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в
произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем - проблему
взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому
дорогому человеку.
Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы,
как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство,
умение бороться за своѐ место под солнцем.
Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему
милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что
обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор
описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего
матроса: «Мне казалось, что у меня что-то отняли». Позиция автора в данном
тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся
в содеянном, заслуживает прощения.
Толстая Т. «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности?
Какой след оставляют милосердные люди? Об этом эта книга.
Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли
ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах
других?)
Бунин Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта.
Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше
общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.
Человек, семья и общество 10
Алексин «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной,
исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности
характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на
своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже
если они братья.
Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь
человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением
принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям,
пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную
опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет
задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в
человеке.
Солоухин «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные
ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя
их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
Екимов Б. «Глядя на солнце». Своими непосредственным отношение к
жизни и людям,
доверчивой открытостью миру ребѐнок способен
расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.
Екимов Б. «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек
в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто
нуждается во внимании к себе, недопустимо.
Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь,
материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова
принять ложь, погрузиться в этот самообман.
Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя
драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми
наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины,
которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали
нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи.
Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного
выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил
свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать
самоуважение, совершая добрые дела.
Алексин А. «Безумная Евдокия». На примере трагической истории
семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего».
Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием
близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное
отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.
Человек, природа, Родина и культура 12
Платонов А. «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание
чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл
жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что
побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную
мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую
лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»
Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные
проблемы, одна из них - роль истории в жизни человека и общества.
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет нас
пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия несовместимые.
Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только
побеждает время.
Астафьев В. «Затеси». Автор поднимает проблему ответственности. Он
говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой",
который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет,
то "разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть
готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий
"неведомому закону, зову природы".
Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжѐлых ситуациях человек может
проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания,
великодушие оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в
людей.
Симонов К. «Солдатская слава». Воинский труд разведчика стал для
героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои
обязанности. Чувство долга укоренилось в нѐм, стало для него привычным.
Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за
порученное дело, наступила победа.
Солоухин Владимир «Летний паводок». К миру природы нужно
относиться бережно, не вмешиваться в еѐ естественный ход развития.
Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится». Природа «не
слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений»; нетрудно понять
язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесѐт
радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.
Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как
влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить
ребѐнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его
духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться
созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие
этим секретом, обязательно передают его своим детям.
Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о
детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай,
произошедший на фронте.
Паустовский К. «Бакенщик». Что значит для человека понятие родины?
Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту
родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.
Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны человеку для
выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно
как хлеб, как воздух.
Проект «Моя золотая полка….»
11 КЛАСС (34 ЧАСА)
Введение.
Литература начала XX века (1 час)
Русская литература на рубеже веков. Сложность и самобытность русской
литературы XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в
литературе начала XX века.
Проза XX века. (3 часа)
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения:
«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность,
тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы И.А.Бунина о любви.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в
повести «Олеся». Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя
цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских
отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый
браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной»
любви.
Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного
века.(5 часов)
Русский символизм и его истоки. Поэзия В.Я.Брюсова. Лирика поэтов
символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый.
Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева. Футуризм. Русские
футуристы.
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс».
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм. РР Сочинение
«Мой любимый поэт Серебряного века».
Литературный процесс 20-х годов.(5 часов) Литература 20-х годов
(обзор). Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.
Автор и повествователь в рассказах И Бабеля «Конармия». Развитие жанра
антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».
Сатира М.М.Зощенко. Литература 30-х годов.(11 часов)
Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова
Поэтический мир М.Цветаевой. Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан
из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…»,
«Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия,
времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное
напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
РР Анализ стихотворений М.Цветаевой «Молодость», «Тоска по
Родине!».
О.Э.Мандельштам. Историзм поэтического мышления. Образы в
поэзии Мандельштама. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь
аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За
гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического
творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике
Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву».
Художественное мастерство поэта.
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Панорама русской
жизни в романе «Петр Первый».
М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. Картины жизни донских
казаков в романе «Тихий Дон». «В мире расколотом надвое». Гражданская
война в изображении Шолохова. РР Сочинение по роману М.А.Шолохова
«Тихий Дон».
Литература периода Великой Отечественной войны (1 час)
Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор).
Отражение летописи военных лет в произведениях русских
писателей. Полвека русской поэзии (4 часа)
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». Авторская
песня. «Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова. Стихотворения: «Русский
огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице»,
«Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через
призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота
природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова
Рубцова. Поэзия Иосифа Бродского.
Русская проза в 50-90 годы.(4 часа)
Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».
Нравственное величие русской женщины в повести В.Г.Распутина
«Последний срок». «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои
Шукшина. Литература на современном этапе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
1
Тема
Кол-во часов
1
Введение
2
Человек и его внутренний мир
9
3
Человек, семья и общество
10
4
Человек, природа, Родина и культура
12
5
Проект «Я читаю…»
ИТОГО
2
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
11 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Литература начала XX века
Проза XX века
Разнообразие творческих
индивидуальностей в поэзии Серебряного века
Литературный процесс 20-х годов
Литература 30-х годов
Литература периода Великой Отечественной
войны
Полвека русской поэзии
Русская проза в 50-90 годы
ИТОГО
Кол-во
часов
1
3
5
5
11
1
4
4
34