ПРИНЯТА
на педагогическом совете
МБОУ СОШ с. Поречье
протокол № 04 от 22.01.2018
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ с. Поречье
от 22.01.2018 № 39 - А
Основная
образовательная программа
дополнительного образования
МБОУ СОШ с. Поречье
Содержание
Раздел I. Целевой
Введение
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы дополнительного образования
1.3. Принципы реализации дополнительного образования
1.4. Нормативно-правовое обеспечение программы
Раздел II. Содержательный
2.1. Организация дополнительной образовательной деятельности в школе
2.2. Направления программ дополнительного образования для детей
2.3. Общеразвивающие программы педагогов дополнительного образования по направлениям
деятельности (Приложение 1)
Раздел III. Организационный
3.1.Учебный план
3.2.Материально-техническое
обеспечение
реализации
общеразвивающих программ
дополнительного образования
3.3. Ожидаемые результаты работы дополнительной общеразвивающей программы
Введение
При разработке данной программы учитывались условия, в которых реализуется
программа, запросы воспитанников и их родителей. Основная масса детей – жители сел
Поречье и Ольшанка, проживают в неблагоустроенных домах и квартирах. Родители
учащихся представляют в социальном плане рабочих и служащих. Родительский заказ весьма
дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В
соответствии с общероссийскими тенденциями значительная часть учащихся имеет
различные виды заболеваний (нарушение зрения, сколиоз, простудные заболевания и др.),
при этом проблемные категории учащихся приходятся на начальные и средние классы. В
соответствии с общенациональными демографическими тенденциями за последние годы
численность учащихся ощутимо сокращается. В сёлах Поречье и Ольшанка нет других
образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Таким
образом,
можно
выделить
следующие
факторы,
влияющие
на
организацию
дополнительного образования:
малочисленность микрорайона;
отсутствие в микрорайоне других образовательных учреждений.
Актуальность данной программы
обусловлена существующими проблемами в
дополнительном
образовании в условиях сельской школы. Сельский образ жизни,
замкнутость социального пространства, удаленность школы от муниципальных организаций
дополнительного образования создают особые проблемы при организации образовательного
процесса:
загруженность учащихся бытовым трудом, которая снижает возможности для
самообразования и развития детей во внеурочное время;
недостаточный уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в
связи с отсутствием в школе специалистов, социально-психологической службы;
ограниченность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их
социализации;
большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха
обучающихся, планирование каникулярного времени школьников ввиду того, что родители
возлагают на детей ответственность за ведение хозяйства в период каникул и в детские
оздоровительные лагеря отправляют лишь единицы.
В то же время, важно учитывать и благоприятные условия сельского социума для
организации образовательного процесса:
– более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного
процесса. Дополнительное образование представлено в основном общественными,
самодеятельными объединениями, участниками которых являются ученики, учителя,
родители, жители поселения. Именно эта общественная система дополнительного
образования оказывает особое влияние на воспитательное пространство социума,
объединяя, интегрируя усилия школы и социума в целом, создавая сельскую образовательную
среду;
– систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного
труда (практическая направленность обучения, благоприятные условия для реализации
деятельностного подхода в обучении и воспитании);
– непосредственная близость детей к живой природе, возможность тесного активного
взаимодействия с окружающим миром, положительно влияющих на все стороны и сферы
личности ребенка;
– значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности,
что позволяет разнообразить методы, формы, технологии организации деятельности детей,
снять излишнюю заорганизованность и напряженность в жизни ребенка;
– большое значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций.
Ценность дополнительного образования детей в нашей школе состоит не только в
том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает
ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте, но и создает сельскому школьнику условия, чтобы
полноценно прожить пору детства. Школьное дополнительное образование способствует
возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и
привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус
в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время
содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля
школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать
у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному
воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению
школьного
коллектива,
укреплению
традиций
школы,
утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Раздел I. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование – это сфера деятельности, которая дает возможность
детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как
активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и
многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные
потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и
нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого школьного
коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание
понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к
осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.
Целью дополнительного образования в МБОУ СОШ с. Поречье являются выявление и
развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной,
физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми
знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на
участие в развитие общества. Осуществляя дополнительные образования, школа реализует
идею создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и
умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Существенными
характеристиками указанного педагогического пространства является здоровьесберегающая
атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное
наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной
деятельности, развития постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими
данными. Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности: с
одной стороны – она реализует потребность детей, а с другой, в ней должны
учитываться интересы образовательного процесса в целом. При организации системы
дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие
принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия
проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. На занятиях
преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в
принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Хорошим
показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, выставках, фестивалях.
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе уже
сложившихся в школе традиций, с учетом возможностей школы, профессионального
потенциала педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей и
согласно лицензии, на право осуществления дополнительной образовательной деятельности
по направленностям:
художественная,
физкультурно
–
спортивная, социальнопедагогическая.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Цель: Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и
способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Основными задачами являются:
- выявлять и развивать творческий потенциал одаренных детей;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- готовить спортивный резерв и спортсменов в соответствии с федеральными стандартами
спортивной подготовки;
- обеспечивать условия для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
- формировать общую культуру учащихся;
- организовывать содержательный досуг учащихся;
- удовлетворять потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном
развитии;
- профессионально ориентировать учащихся.
Эти задачи реализуются на основе введения в процесс дополнительного образования
программ, имеющих художественную, спортивную, культурологическую направленность,
внедрения современных методик обучения и воспитания детей. Актуальность данных
направлений диктуется проведённым анкетированием учащихся и их родителей.
1.3. Принципы реализации дополнительного образования
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь
могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого при-звания;
одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды.
При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом
социального выравнивания, возможностей получения персонифицированного образования.
Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных
возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.
2. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим
уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
3.
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования и
образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды
школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех
видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
4. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование
дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную
корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый
мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в
системе дополнительного образования детей существуют такие программы, которые
позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной
жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему
адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
5. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что
творчество
рассматривается
как
универсальный
механизм
развития
личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой
модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности
личности к самовыражению, само презентации. Для реализации этого приоритета важно
создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к
творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
– творчество учащегося и педагогов.
1.4. Нормативно – правовое обеспечение ООП ДО МБОУ СОШ с. Поречье
1. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р (ред. от 28.01.2017) «Об
утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
№1726-р».
3. Распоряжение правительства РФ от 4.09 2014г. №1726-р «Концепция развития
дополнительного образования детей».
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
5. Конвенция о правах ребенка.
6. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции
развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
период до 2020 года».
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р (ред. от 13.10.2017) «Об
утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета
контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным
общеобразовательным программам».
9. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей".
11. Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «Примерные
требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей».
12. Устав МБОУ СОШ с. Поречье.
13. Локальные акты МБОУ СОШ с. Поречье.
Раздел II. Содержательный
2.1. Организация дополнительной образовательной деятельности
Деятельность объединений дополнительного образования в МБОУ СОШ с. Поречье
регламентируется Основной образовательной программой дополнительного образования,
разработанной с учетом типовых образовательных программ, рекомендованных
Министерством образования РФ и с учетом государственных стандартов, на основании
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам». Программы дополнительного
образования
по разным направлениям
созданы в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Все программы предлагаются
детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
По уровню усвоения программы дополнительного образования для детей: поисковые,
креативные, общекультурные и досуговые. Они предназначены для учащихся начальной,
основной и старшей школы. По функциональному назначению – практико-ориентированные
и развивающие. Содержание рабочих программ педагогов дополнительного образования
соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям. На занятиях преподаватели дополнительного образования
используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах:
индивидуальности, доступности, преемственности, творчества. Занятия по дополнительному
образованию в школе
проводятся по
основной общеобразовательной
программе
дополнительного образования следующей направленности:
художественная;
физкультурно-спортивная;
социально-педагогическая.
2.2. Направленности основной общеобразовательной программы дополнительного
образования для обучающихся
1. Художественная направленность
Программа художественной направленности «Рукодельница» ориентирована на
развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и
склонностей в выбранных видах искусства. Художественные программы в зависимости от
познавательных потребностей и способностей детей могут служить средством организации
свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и
подростков, а также могут служить средством развития одаренных детей и способствовать
профессиональной ориентации и подготовки. Адресность программы – предназначена для
обучения детей от 11 до 18 лет.
Организационно-педагогические условия
Формы проведения занятий:
групповые
открытые занятия (по технике исполнения)
занятия-игры, занятия-концерты, занятия-экскурсии
фестивали, конкурсы, выставки
Ожидаемые результаты освоения программ
Обучаясь по данным программам, ребенок овладевает знаниями, развивается
духовно и физически, становится уверенным в своих силах и возможностях, умеет
организовывать свое время, добиваться поставленной цели, умеет понимать искусство,
проявлять творческие способности.
Система диагностики результатов освоения образовательной программы
Подведение итогов и определения результатов обучения происходят в форме
конкурсных испытаний, открытых тематических и итоговых выставок.
Программа объединения «Рукодельница», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами
обработки природных материалов, технике «коллаж», аппликация соломкой. Обучение
создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности
школьника, для его социально-культурного и профессионального самоопределения,
развития познавательной активности и творческой самореализации. Программа призвана
познакомить школьников с особенностями декоративно-прикладного искусства России,
способствует адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям,
подготовке к самостоятельной жизни в мире.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин
гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей
предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании
дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие
программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народно-го
творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения,
правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
Цель и задачи настоящей программы:
• разностороннее комплексное развитие школьников;
• активизация их познавательной и творческой деятельности;
• привитие трудовых навыков;
•воспитание и развитие у учащихся способности к эстетическому восприятию
произведений декоративно-прикладного искусства на основах художественных традиций
народов России.
• формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим
проблемам природопользования.
• подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему
профессиональному самоопределению.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых
программ с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы
образовательной области «Технология». Реализация программы «Рукодельница» позволит
научить школьников не только репродуктивным путям освоения сложных и трудоемких
приемов обработки разнообразных материалов и различных техник выполнения изделий
декоративно-прикладного творчества, но и даст возможность пробудить их творческую
энергию. Благодаря обучению в творческом объединении учащиеся в любом возрасте
могут получить сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как
флористика, декупаж, инкрустация соломкой, а так же расширить и углубить свои знания
в области декоративного цветоводства. Большое внимание в ходе обучения уделяется
индивидуальной работе с ребенком.
Средний возраст обучающихся — 11-16 лет. У школьников этого возраста хорошо
развиты механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление,
зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и
коммуникативные умения и навыки. В социальном плане им свойственны высокая самооценка,
стремление к самоутверждению, культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым.
Программа рассчитана на три года обучения. Количество обучающихся в группе —6
человек. Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом
объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает промежуточный
контроль в форме беседы, игры, кроссворда, теста. И итоговый контроль в форме участия в
выставках и конкурсах разных уровней.
2. Физкультурно - спортивная направленность
Целевое назначение программ
Овладение физической культурой, как составной частью культуры необходимо в
целях физического развития ребенка, укрепления его здоровья, совершенствования его
двигательной активности, повышение работоспособности и творческого долголетия.
Адресность программы–предназначена для обучения детей 6,5 до 18 лет. Прием детей
осуществляется по желанию без предварительного отбора, не имеющих противопоказаний по
состоянию здоровья.
Организационно-педагогические условия
Формы проведения занятий:
групповые
учебные занятия, тренировки
открытые занятия
занятия-игры
участие в соревнованиях и турнирах
Обучаясь по данным программам, ребенок овладевает знаниями, развивается
духовно и физически, становится уверенным в своих силах и возможностях, умеет
организовывать свое время, добиваться поставленной цели, умеет проявлять творческие
способности.
Система диагностики результатов освоения образовательных программ
В течение всего периода занятий ведется регулярный педагогический контроль, который
осуществляется с целью выявления динамики развития каждого воспитанника и группы в
целом. Кроме того, контроль позволяет оценивать эффективность организации всего учебнотренировочного процесса и своевременно вносить необходимые коррективы. Диагностика
проводится в форме сдачи контрольных нормативов по физической и технической подготовке.
Контрольные испытания проводятся 2 раза в год. Анализ показателей позволяет педагогу
получить объективную картину уровня физической подготовки обучающихся и уровня
освоения ими технических приемов.
Программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале
веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра волейбол, в которой
развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость,
быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также
формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение
работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством волейбола достигается высокая
двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать
нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на
начальном этапе 9 человек.
Актуальность программы состоит в приобщении школьников к здоровому образу жизни,
в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и
физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы «Волейбол», как и многих других
видов спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному.
Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по
физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости
у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования
полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей
школы, своей страны.
Задачи:
познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта - волейболом, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках
физкультуры;
укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм;
целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
расширение спортивного кругозора детей.
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой
спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению
спортивных мероприятий и праздников.
Формы организации обучения:
командная форма, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные соревнования,
праздники, просмотры соревнований.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «волейбол» в школе, стране.
Правила игры в волейбол.
Тактические приемы в волейболе.
Уметь
Овладеть основными техническими приемами волейболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость учащихся.
Развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных мероприятиях;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, соревнования;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного и муниципального масштабов.
Программа «ОФП»
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 6,5 до 10 лет. Она предусматривает
проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий. Содержание
учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом
местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основой программы являются развитие физических качеств человека: быстроты,
ловкости, силы, гибкости, выносливости. Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее
видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься
повсюду и в любое время года.
Цель: формирование жизненно важных двигательных навыков с целью адаптации к
современным условиям жизни.
Задачи:
• укрепление здоровья, физического развития учащихся;
• развитие координационных и кондиционных способностей;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или
иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности;
• формирование навыков правильной осанки;
• воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения.
Методы работы
• Преимущественно активные: физкультурно-оздоровительные, игровые.
Формы деятельности
• Пропаганда здорового образа жизни
• Упражнения на развитие гибкости
• Подвижные игры на развитие сплоченности
• Спортивные игры
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в
соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в
программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и
установки должны быть сохранены.
В конце учебного года проводятся итоговое тестирование по определению уровня ОФП.
Образовательный процесс секции рассчитан на 4 года, где могут заниматься дети от 6,5 до 11
лет. В группе занимаются мальчики и девочки (для младших школьников игры проводятся по
упрощённым правилам). Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный
объем знаний и умений, предусмотренных программой.
Формы проведения занятий:
Тренировочные
занятия,
беседы,
соревнования,
тестирования,
спортивные
соревнования, праздники, просмотры соревнований, Дни Здоровья.
Ожидаемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
роль и значение различных видов спорта в формировании здорового образа жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
о физическом развитии, физической подготовленности и функциональных системах
организма;
правила соревнований по различным видам спорта.
Уметь:
Овладеть основными техническими приемами бега, прыжков.
Проводить судейство.
Освоить технику бега на короткие и длинные дистанции.
Самостоятельно отбирать средства и методы занятий, организовывать занятия,
определять эффективность занятий в соответствии с поставленной задачей, ориентируясь на
индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности;
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость учащихся.
Развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, соревнования;
- товарищеские встречи с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного и муниципального масштабов.
Программа «Белая Ладья»
Программа направлена на развитие творческих способностей и творческого мышления
учащихся. А именно, на расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления,
умения анализировать. Развитие творческих способностей и творческого мышления не может
происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача — это начало,
исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается
первое побуждение мысли. Увидеть что-то по-новому, не так, как ты видел раньше, - очень
непростая задача. Решение шахматных задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Учебный курс включает в себя четыре темы. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор
на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы учащиеся могли сами оценивать
сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее
коня, а ферзь сильнее ладьи.
Цель программы:
Содействовать развитию познавательных умений, логического мышления, творческих и
коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи программы:
обучение детей играть в шахматы без нарушений правил игры;
воспитание справедливости, дружеских отношений, волевых качеств;
развитие
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных
универсальных учебных действий, навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи в
группе при решении общих задач.
Планируемые результаты
освоения программы
«Белая Ладья»
В ходе реализации программы «Белая Ладья» будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и
т. п.) первичного понимания социально реальности и повседневной жизни. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного, т.е. в
защищенной дружественной среде, в которой ребенок получат первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – только в самостоятельном общественном действии
человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Социально-педагогическая направленность
Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования
ориентировано на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов
поведения,
изучение
методик
самоконтроля,
формирование личности, изучение
межличностных отношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и
развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из
главных задач социально-педагогического направления. Образовательная программа данной
направленности многофункциональна по своему назначению.
Программа «Светофорчик»
Социально-педагогическая
направленность
представлена
объединением
дополнительного образования «Светофорчик». Программа
социально-педагогической
направленности «Светофорчик» обеспечивает общественное
развитие
человека
во
взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой, осуществляет
формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей,
учит успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития. На современном
этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье
человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья
подрастающего поколения – социальная.
Программа включает в себя: практическую деятельность на игровой площадке,
моделирование жизненных ситуаций, театрализованные игры, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи
является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.
Цель программы: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей
части, воспитание культуры пешехода, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике
детского дорожного травматизма, предупреждение и снижение детского дорожно –
транспортного травматизма.
Задачи программы:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных
службах ГИБДД;
приобрести опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного
травматизма;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в
социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
умение безопасно переходить улицу и дорогу
правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и
как надо себя вести в общественном транспорте;
оказывать неотложную медицинскую помощь;
систематизировать знания по ПДД.
Формы обучения:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного
движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
В ходе реализации программы «Светофорчик» будет обеспечено достижение
обучающимися воспитательных результатов
и эффектов. Воспитательные результаты
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.
е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального
опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек
действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося
с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших школьников.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов
дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при
передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной
форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной
работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью
которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка.
Раздел III. Организационный
3.1.Учебный план
В МБОУ СОШ с. Поречье пятидневная рабочая неделя. Занятия, предусмотренные
программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного
процесса и перерыва, отведенного на отдых. Комплектование объединений дополнительного
образования начинается в сентябре.
В период школьных каникул:
занятия проводятся по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
занятия продолжаются в форме поездок, экскурсий, спортивных соревнований,
товарищеских встреч.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в
которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет. Численный состав детских
объединений определяется рабочей
программой педагога в зависимости от возраста
обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы.
Работа школы по дополнительному образованию осуществляется согласно
расписанию занятий, которое составляется администрацией школы, для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.
Учебный план дополнительного образования
МБОУ СОШ с. Поречье
на 2018 -2019 учебный год
№
Направленность
Название объединения
1.
2.
Художественная
Социально - педагогическая
3.
Физкультурно - спортивная
Рукодельница
Светофорчик
Белая Ладья
Волейбол
ОФП
ИТОГО
Количество часов
в неделю
2
1
1
2
2
8
Расписание
работы ОДО в МБОУ СОШ с. Поречье
на 2018 -19 учебный год
День недели
Вторник
Среда
Четверг
Четверг
Время
17.00 – 18.30
14.20 – 15.40
Название объединения
«ОФП»
«Рукодельница»
Класс
1-4
5-9
14.20 – 15.40
«Светофорчик»
2-4
17.00 – 18.30
«Волейбол»
6 - 11
14.20. – 15.00
«Белая Ладья»
5 - 11
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации общеразвивающих программ
дополнительного образования
Успешная реализации программы дополнительного образования детей в школе
невозможна
без серьезного концептуального
программно-методического обеспечения
деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого
творческого объединения. Для реализации программ в школе имеются помещения для занятий:
класс технологии, мастерские, спортзал, спортивная площадка, компьютерный класс,
пришкольный участок с декоративными растениями. Для проведения занятий имеются
наглядные пособия для педагогов и учащихся, аудио-, видео- средства как типовые,
раздаточные материалы, эскизы, схемы, компьютерные программы. Оборудование для
полноценного проведения занятий в объединениях: компьютеры, мультимедийные
установки, волейбольные мячи, музыкальное оборудование, микрофоны, инструменты для
ручного труда с декоративными растениями. Дополнительным образованием детей в школе
занимаются 4 постоянных педагогов.
Уровень образования педагогических кадров
доля педагогических работников с высшим образованием –50%
доля педагогических работников со средним специальным образованием – 50%
Между педагогами дополнительного образования в школе практикуется взаимное
посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ. Это неплохая возможность
профессионального роста педагогов дополнительного образования.
В школе создана комфортная
профессиональному росту педагогов.
обстановка,
способствующей
творческому
и
3.3. Ожидаемые результаты работы дополнительной общеразвивающей программы
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции
общим образованием коллектив школы осуществляет путем проведения мониторинговых
исследований, диагностики обучающихся и их родителей (законных представителей).
Формы контроля деятельности объединений дополнительного образования детей:
посещение и анализ занятий;
посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;
организация выставок и презентаций;
ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся
«группы риска» в объединениях дополнительного образования;
ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного образования;
мониторинг
степени
удовлетворённости
родителей
работой
объединений
дополнительного образования.
Система представления результатов воспитанников
Результаты могут быть представлены в следующих формах:
участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного,
муниципального, республиканского, регионального и федерального уровня;
итоговые выставки творческих работ;
презентации итогов работы объединений;
создание агитационных газет, листовок;
выпуск сборников творческих работ учащихся