МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ПОРЕЧЬЕ УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СОШ с. Поречье (протокол от 31.08.2018 № 1) Утверждено приказом по МБОУ СОШ с. Поречье от 31.08.2018 № 400 - А ПОЛОЖЕНИЕ о службе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба сопровождения) 1.2. Деятельность Службы сопровождения позволяет: - реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса; - оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей; - создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических проблем обучающихся. 1.3. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят специалисты разного профиля: педагог организатор, медицинский работник, классные руководители воспитатель ГПД. 1.4. Руководство Службой сопровождения осуществляет заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы могут привлекаться учителя, воспитатели, родители учащихся, руководители объединений дополнительного образования (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица. 1.5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, настоящим Положением, Уставом образовательного учреждения. 1.6. Основными принципами работы Службы являются: - приоритет интересов ребенка - непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения - рекомендательный характер оказания помощи и услуг - работа по методу междисциплинарной команды 2. Цели и задачи Службы сопровождения 2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка. 2.2. Задачи Службы сопровождения - защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических проблем; - квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития; - содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся; - развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей; - содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социальнопсихологического климата образовательного учреждения; - психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов; - консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей; - профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей; - участие специалистов Службы в психолого -педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, приемных родителей; 3. Организация деятельности Службы сопровождения 3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и задачами образовательного учреждения. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения. Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются: - организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы; - обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса. Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции: 1. Координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения. 2. Снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативноправового обеспечения, повышения квалификации. 3. Организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса. 4. Осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической помощи. 5. Проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы. 6. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса. 7. В конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения руководителю образовательного учреждения. 3.2. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы сопровождения. 3.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы сопровождения в образовательном учреждении оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: ТМПК. 3.4. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников). 4. Основные направления деятельности Службы К основным направлениям деятельности Службы относятся: 4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социальнопсихологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска; 4.2. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; 4.3. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальномедицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних. 4.4. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; 4.5.Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни; 4.6. Организационно-методическая деятельность: - анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований; - участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, - участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; - организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; - формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. 4.7. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. 5. Примерная документация Службы сопровождения Перспективный, годовой план работы (план работы на год). Социальный паспорт учебного заведения, который составляется на основе данных социальных паспортов классов. План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей. Проекты по наиболее актуальным направлениям и программы занятий; Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей (учащихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении; Документы психолого-медико-педагогического консилиума; Список детей, нуждающихся в сопровождении; Годовой анализ работы Службы. 6. Ответственность специалистов Службы сопровождения 6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за: неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей; жизнь и здоровье детей во время занятий; необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего; соблюдение прав и свобод личности ребенка; конфиденциальность полученных при обследовании материалов; ведение документации и ее сохранность; соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности; сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица. 6.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист службы сопровождения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».