МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ПОРЕЧЬЕ УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СОШ с. Поречье (протокол от 31.08.2018 № 1) Утверждено приказом по МБОУ СОШ с. Поречье от 31.08.2018 № 400 - А Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума Общие положения 1.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Поречье Углегорского городского округа Сахалинской области (далее – Положение) регламентирует деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее – Консилиум) в целом, а также деятельность по созданию и реализации специальных образовательных условий для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, по разработке и реализации индивидуальной программы их сопровождения в рамках обучения и воспитания в образовательных организациях в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Комиссии). 1.2. Цель деятельности Консилиума: обеспечение комплексного психологопедагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, имеющих затруднения в освоении основных образовательных программ, нуждающихся в коррекции нарушений развития и социальной адаптации. 1.3. В своей деятельности Консилиум руководствуется ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным и региональным законодательством по вопросам обучения и воспитания воспитанников и обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, договорами между образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанника/обучающегося, между образовательной организацией и территориальной Комиссией, между образовательной организацией и другими организациями и учреждениями в рамках сетевого взаимодействия, а также настоящим Положением. 1.4. Состав Консилиума, график его работы на год утверждается приказом руководителя образовательной организации, независимо от ее организационно-правовой формы. Консилиум возглавляет заместитель руководителя образовательной организации. 1.5. В состав Консилиума входят: педагог-психолог, учителя–дефектологи соответствующего профиля (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, учительлогопед), социальный педагог. Основной педагог и/или воспитатель, другие специалисты и технические работники, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ или инвалидностью участвуют в работе Консилиума по мере необходимости. 1.6. Информация о результатах обследования ребенка специалистами Консилиума, особенностях коррекционно-развивающей работы, особенностей индивидуальной программы сопровождения, а также иная информация, связанная с индивидуальными особенностями ребенка с ОВЗ и инвалидностью, спецификой деятельности специалистов Консилиума по его сопровождению, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью третьим лицам не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2 Основные задачи деятельности Консилиума 2.1. Основные задачи деятельности Консилиума: создание условий для выявления детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе оценка их резервных возможностей развития, подготовка рекомендаций по направлению их на Комиссию для определения специальных образовательных условий, в том числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации; создание условий для реализации рекомендованных Комиссией специальных образовательных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью; разработка и реализация специалистами Консилиума программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях как компонента образовательной программы, рекомендованной Комиссией; оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации; внесение изменений в программу психолого-педагогического сопровождения, коррекция необходимых специальных образовательных условий в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью; подготовка рекомендаций родителям (законных представителей) по повторному прохождению Комиссии; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов Консилиума; консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам особенности психического развития и образования ребенка с ОВЗ и инвалидностью, характера его социальной адаптации; координация деятельности с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия), осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование в данной образовательной организации; организационно-методическое сопровождение педагогического коллектива по вопросам образования и социальной адаптации сопровождаемых детей. 2.2. Основной формой деятельности Консилиума являются заседания, которые подготавливает и проводит председатель Консилиума. 2.3. Заседания Консилиума могут быть: консультативно-диагностическими (проводятся с целью обследования и/или обсуждения его трудностей по результатам проведенной специалистами диагностики для выявления отклонений в развитии, социализации, адаптации; особых образовательных потребностей; определения объема и содержания помощи специалистов); динамическими (проводятся с целью мониторинга развития ребенка, промежуточной коррекционной работы, корректировки программ коррекционно-развивающих курсов); итоговыми (проводятся с целью определения результатов работы специалистов, занимающихся сопровождением, оценки эффективности обеспечения специальных условий, итоговой результативности реализации программ коррекционно-развивающих курсов). 2.4. Заседания Консилиума могут быть плановые и внеплановые. 2.4.1. Плановые заседания Консилиума определяются режимом деятельности образовательной организации и отражаются в общем годовом планировании. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал и предусматривают: комплексное обследование детей с ОВЗ и инвалидностью специалистами Консилиума; составление специалистами и корректировку программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью; планирование деятельности специалистов по созданию оптимальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, испытывающих трудности в овладении основной образовательной программой, развитии, социализации; 3 планирование деятельности специалистов сопровождения по обеспечению специальных образовательных условий детям с ОВЗ и инвалидностью, в соответствии с рекомендациями Комиссии; мониторинг развития детей, результативности оказания психолого-педагогической помощи, проводимой коррекционно-развивающей работы. 2.4.2. Внеплановые заседания Консилиума проводятся с целью разрешения конфликтных ситуаций, выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка, при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Заседания предусматривают: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; направление ребенка на Комиссию с целью определения или изменения специальных образовательных условий. Порядок деятельности Консилиума 3.1. По окончании адаптационного периода воспитанников или обучающихся, поступивших в образовательную организацию на любом уровне образования, проводится их обследование с целью выявления нуждающихся в специальных образовательных условиях, необходимых для освоения ими основной образовательной программы, индивидуальной программе психолого-педагогического сопровождения и/или обучения в соответствии с рекомендациями Комиссии. Обследование проводится основным учителем (классным руководителем) и психологом образовательной организации с использованием методов, не требующих согласия родителей (законных представителей) на обследование (наблюдение, педагогическое анкетирование). 3.2. По результатам обследования проводится заседание Консилиума с участием классных руководителей/воспитателей, заместителя руководителя образовательной организации, на котором проводится коллегиальное обсуждение полученных результатов, принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей специальных образовательных условий, индивидуальной программы психологопедагогического сопровождения и/или организации работы с родителями (законными представителями) детей по направлению их в Комиссию. 3.3. Родителям (законным представителям) детей, которые по мнению Консилиума нуждаются в организации специальных образовательных условий, рекомендуется обратиться в Комиссию (центральную или территориальную) с целью прохождения детьми комплексного психолого-медико-педагогического обследования и получения рекомендаций, необходимых для определения образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-педагогической помощи. 3.4. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением Консилиума о необходимости обращения в Комиссию и отказа от направления ребенка на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование родители (законные представители) отражают свое мнение в письменной форме. Обучение и воспитание детей в таких случаях осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в данной образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. 3.5. В случае прохождения ребенком комплексного психолого-медико-педагогического обследования и получения образовательной организацией от родителей (законных представителей) заключения Комиссии с рекомендациями по организации специальных образовательных условий, проводится заседание Консилиума с целью разработки психологопедагогической программы сопровождения ребенка в соответствии с рекомендациями Комиссии. Итогом заседания Консилиума является программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации образовательной программы, рекомендованной Комиссией. 4 3.6. В случае отсутствия в заключении Комиссии указания срока освоения ребенком с ОВЗ и инвалидностью основной образовательной программы, программа его психологопедагогического сопровождения разрабатывается на один учебный год. 3.7. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка согласовывается с родителями (законными представителями) и, в случае их согласия, подписывается руководителем Консилиума и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 3.8. В случае несогласия родителей (законных представителей) с разработанной программой психолого-педагогического сопровождения и направлениями деятельности специалистов Консилиума, программа сопровождения ребенка с ОВЗ или инвалидностью дорабатывается, либо родители (законные представители) письменно фиксируют свой отказ от организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в целом. 3.9. В конце периода, на котором были определены специальные образовательные условия и реализовывалась образовательная программа, рекомендованная Комиссией, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью, разработанная Консилиумом, проводится заседание Консилиума, основной задачей которого является определение эффективности организованной деятельности. Последовательность и содержание деятельности специалистов Консилиума определены п. 3.5. 3.10. Итогом деятельности Консилиума на данном этапе является протокол, в котором отражено решение о необходимости продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной Комиссией, и ее индивидуализация в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью, либо о необходимости корректировки программы сопровождения. Решение Консилиума, продолжительность периода сопровождения ребенка с ОВЗ согласовываются с родителями (законными представителями). 3.11. Консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ребенком Комиссии с целью изменения специальных образовательных условий, определения направлений коррекции нарушений развития и социальной адаптации, изменения вида основной образовательной программы в случаях: отсутствия, минимальной эффективности или отрицательной динамики в развитии ребенка; ухудшения психического и/или физического состояния ребенка; несоответствия реализуемой образовательной программы образовательным возможностям ребенка. 3.12. Решение Консилиума о необходимости изменения в целом образовательной программы и/или ее компонентов подписывается специалистами Консилиума, проводившими обследование, руководителем Консилиума. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ и инвалидностью подписывают заключение Консилиума, отмечая свое согласие или несогласие. 3.13. Заключение Консилиума носит для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. 3.14. Консилиумом используется и ведется следующая документация: положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации; план и порядок работы Консилиума; представление специалистов Консилиума на ребенка при его поступлении в образовательную организацию, либо в случае выявления необходимости организации деятельности по итогам обследования в соответствии с п.3.1.; протокол заседаний Консилиума (по каждому ребенку); заключения каждого из специалистов, принимающих участие в деятельности Консилиума по каждому ребенку (первичное заключение с компонентами индивидуальной программой психолого-педагогического сопровождения, заключение по итогам каждого периода индивидуальной программы сопровождения и адаптированной образовательной программы на данный период, итоговое заключение по результатам реализации адаптированной образовательной программы в целом); 5 журнал учета детей, прошедших обследование; журнал регистрации заседаний Консилиума; согласие родителей на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке. 3.15. Руководитель Консилиума по истечении планового периода в обязательном порядке организует и проводит заседание Консилиума, посвященное итогам его деятельности, эффективности реализации принятых решений.