Рассмотрена на педагогическом совете протокол № 04 от 22.01.2018 Утверждена приказом по МБОУ СОШ от 22.01.2018 № 39 - А Программа здоровьесбережения МБОУ СОШ с. Поречье на 2018 – 2023 годы «Здоровьесберегающая среда» с. Поречье 2018 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1. Полное название программы «Здоровьесберегающая среда» 2. Цель программы Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и формирование у них знаний, умений, навыков, мотивов вести здоровый и безопасный образ жизни. 3. Направление деятельности Учебно-развивающее 4. Авторы программы Методический совет, рабочая группа учителей-предметников, 5. Муниципальное образовательное учреждение МБОУ СОШ с. Поречье Углегорского муниципального района Сахалинской области 6. Адрес, телефон с. Поречье, улица Школьная, дом 80 8(42432)36-291 7. Место реализации МБОУ СОШ с. Поречье 8. Количество учащихся 32 человека 9. Возраст учащихся от 6,5 до 18 лет 10. Сроки проведения 2018-2023 годы Программа по здоровьесбережению "Здоровьесберегающая среда" Паспорт программы Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия. Основные разработчики программы: методический совет школы, рабочая группа учителей-предметников. ЦЕЛЬ: создание в МБОУ СОШ с. Поречье организационно - педагогических, материально технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся; усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся; создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни; развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга; обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья; ЗАДАЧИ: четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния МБОУ СОШ с. Поречье; гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и соблюдение учащимися МБОУ СОШ с. Поречье режима дня; освоение педагогами активных методов деятельности в процессе обучения и воспитания школьников, использование различных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, сберегающих здоровье учащихся; планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся; развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся; организация системы внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся; Сроки реализации программы. 2018 – 2023 годы Перечень основных блоков: Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников); Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования); Блок двигательной активности (физическое развитие) Исполнители. Педагоги школы, родители, учреждения дополнительного образования Ожидаемые результаты Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника. Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров. Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса. Создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех уровнях образования, который будет пользоваться для совершенствования модели медикопсихолого- педагогического сопровождения учащихся. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения. Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков; Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам; Разработка рекомендации для родителей, администрации школы, учителей предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения; Включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть); Организация системы ОДО по формированию ЗОЖ. Система управления и контроля за реализацией программы Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы, методический совет школы. Формы контроля: результативность работы рассматривается 2 раза в год на МС. Предлагаемая программа «Здоровьесберегающая среда» может быть охарактеризована как интегральная модель, поскольку включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время виды здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования. Система мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения МБОУ СОШ с. Поречье отвечает основным положениям, оформленным в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28 декабря 2010 года). 1. Введение По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка. Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны, принятой в Российской Федерации, одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50% приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных, и российских специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так: 50%- образ жизни; 20%- условия внешней среды; 20%- особенности организма, наследственность; 8-12%- система здравоохранения. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье- у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. При организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, в настоящее время используется комплексный подход. Тематика здоровья так или иначе пронизывает весь образовательный подход. Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки биологии, химии, географии, обществознания, математики, иностранного языка. Накоплен большой методический материал проведения уроков здоровья или минуток здоровья по всем предметам. Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности для формирования здорового образа жизни. Помимо двигательных способностей у подростков развиваются волевые качества личности, произвольная регуляция поведения, формируются нравственные качества. Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как Дни здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений. Дни здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранения здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел «Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год. Вместе с тем выявлен ряд проблем, среди которых: не созданы соответствующие условия для занятий физической культурой и спортом для детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья; отсутствует глубокая медицинская диагностика врачей - специалистов. Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных, - здоровья. Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных конфессиональных и других отличий. Нормативно – правовая база Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании в Российской Федерации” (от 29.12.2012 г. № 273) Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.). Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ – инфекции)». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования» 2. Функции различных категорий работников школы 1. Функции медицинской службы школы: проведение диспансеризации учащихся школы; медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы. 2. Функции администрации: общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена; организация и контроль уроков физкультуры; обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль; организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей; 3. Функции классного руководителя: санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; организация и проведение профилактических работы с родителями; организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПДН, медработниками, наркологами; организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся; организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. 4. Участники программы: учащиеся педагогическое сообщество родители. социальные партнеры 5. Сроки и этапы реализации программы: І этап - 2018 – 2019 г.г. ІІ этап - 2019 – 2020 г.г. ІІІ этап - 2020 – 2021 г.г. IV этап – 2021-2022 г.г. V этап – 2022 – 2023 г.г. 1 этап - определение концептуальной линии развития ОУ (1 год): анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к привычкам; изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. вредным 2 этап – формирование научно-методической базы ОУ здоровьесберегающего типа (1 год): совершенствование материально-технической базы ОУ; разработка научно-методических положений программы здоровьесберегающего образования; подбор диагностических методик для определения индивидуального профиля учащегося; программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся 3 этап – разработка программ деятельности здоровьесберегающего образовательного учреждения (1 год): внедрение программ педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ; разработка методов диагностики уровня здоровья школы; разработка программы обучения педагогов технологиям здоровьесбережения и индивидуализации обучения; обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных здоровьесберегающих образовательных технологий с последующим внедрением их на уроках. 4 этап – разработка моделей индивидуализации обучения работа инновационной группы учителей ОУ по разработке и внедрению технологий здоровьесбережения на основе индивидуализации обучения; обобщение передового педагогического опыта и разработка учителями собственных технологий индивидуализации обучения с последующим внедрением их на уроках 5 этап – практическая реализация программы развития ОУ здоровьесберегающего типа. Работа педагогов всех ШМО школы по внедрению технологий здоровьесбережения и индивидуализации обучения; Проверка результативности внедряемых здоровьесберегающих образовательных технологий и технологий индивидуализации обучения Общее представление о здоровьесберегающей среде в МБОУ СОШ с. Поречье Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения: Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм Учет возрастных особенностей обучающихся Режим учебно-познавательной деятельности Организация двухразового горячего питания Социально-педагогические условия обучения Слагаемые здоровьесберегающей среды Родители, их взаимоотношения с ребенком Школьная среда Организация и содержание внеучебного времени Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках) Психологическая среда (общение с учителями и учащимися) Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы) Условия формирования здоровьесберегающей среды 1. Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ учет в любом решении ОУ аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке Программы развития школы 2. Изменение меры ответственности всех участников образовательного процесса за состояние их здоровья Внесение изменения в перечень должностных обязанностей учителей с учетом пунктов, касающихся их деятельности в сфере здоровья Введение в ОУ нормы индивидуальных соглашений с обучающимися, в которых прописаны обязанности учеников в деле заботы о собственном здоровье и участие в мероприятиях по помощи школе в обеспечении решения данной приоритетной задачи Заключение индивидуальных соглашений с родителями учащихся для усиления уровня их ответственности и подключения к работе школы в этом направлении Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе: Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся предполагает: • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся: • использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний • обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; • проведение физкультминуток; • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; • планомерную организация горячего питания учащихся; • реабилитационную работу: o обязательное медицинское обследование; o мероприятия по очистке воды. Блок просветительско-воспитательной работы предполагает: организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной работы здоровьесберегающей направленности; • включение в учебный план образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры). • Блок рациональной организации учебного процесса предполагает: • соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки; • использование приемов индивидуализации обучения; • строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе; • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; • предупреждение проблем развития ребенка; • обеспечение адаптации на разных этапах обучения; • развитие познавательной и учебной мотивации; • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; • совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения; • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает: регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; • привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся; • организация динамических перемен, физкультпауз на уроках; • эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (включая занятия ЛФК), родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. • Блок здоровьесберегающей предполагает: инфраструктуры образовательного учреждения • соответствие помещения школы гигиеническим нормативам; • наличие в образовательном учреждении специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающую работу • оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, школьной столовой. Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает: • проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья; • повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения; • обеспеченность образовательным учреждением необходимой научно-методической литературой Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности. • Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения • Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций • Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе • Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования • Организация самоаудита школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения. Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы • Организация горячего питания обучающихся • Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения • Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению • Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения . • Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе. • • • Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения • Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении • Физвоспитание в режиме дня школы • Внеклассная физкультурно-спортивная работа • Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности • Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения • Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся. Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока • Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся • Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образовательного учреждения. • Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся • • • Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся Организация безопасной поддерживающей образовательной среды Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся) • • Организация медицинского обслуживания обучающихся Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся Раздел 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами педагогических технологий, анкетных методов и социологических опросов. Организация педагогического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ • Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья • Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся • Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения. • Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения: Цель данной работы: привитие норм здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы 1. Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии) Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности, режима питания и сна Формирование здорового образа жизни Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д. Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций. 2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры и спорта) Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений Физкультминутки на уроках и подвижные перемены Различные виды оздоровительной гимнастики(пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др. 3. Средства организации благоприятной психолого-педагогической (психологические здоровьесберегающие технологии) среды ОУ Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития 4. Средства педагогического воздействия, организации (здоровьесберегающие образовательные технологии) учебного процесса Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс Системный подход к организации образовательной деятельности Модернизация содержания образования, разработка интегративных здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения курсов 5. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ) Организация просветительского лектория Культурно-массовые мероприятия Работа с семьей обучающегося (пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории) Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивнооздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии) Модель личности ученика. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями: вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения; дифференциацией обучения; индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся; разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями развития и педагогически запущенных детей; индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями); культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их); Базовыми компонентами на всех уровнях являются: формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку. Методы контроля над реализацией программы: проведение заседаний Методического совета школы; посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ; создание методической копилки опыта; мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе. сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению. контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни. План деятельности по реализации программы № Мероприятия 1. 1.1. Медицинское направление Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. Проведение диспансеризации учащихся школы. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. Ответственные исполнители ЦРБ Проведение медицинского осмотра учащихся 1-11 классов. Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. Оформление медицинских карт и листков классные здоровья в классных журналах. руководители, м/сестра Анализ случаев травматизма в школе заместитель директора по УВР Анализ посещаемости и пропусков занятий классные по болезни. руководители, заместитель директора по УВР Контроль за качеством питания и питьевым директор, режимом завхоз, представители родительского комитета Смотр кабинетов, их соответствие завхоз, гигиеническим требованиям: учителя, зам проветривание; директора по освещение; ВР Сроки Планируемый результат и выполнение ежегодно медицинские карты, листы здоровья в классных журналах ежегодно ежегодно план медосмотров ежегодно план медосмотров ежегодно план прививок ежегодно классные журналы ежегодно материалы отчетов ежегодно материалы отчетов ежедневно в течение года ежедневно в течение года 1.11. отопление вентиляция уборка Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) 1.12. Постоянный контроль за школьной столовой. 2. 2.1. Просветительское направление Организация просветительской работы с родителями (лекторий). 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. заместитель директора ежегодно справка по оценке расписания по УВР завхоз, ежедневно в директор течение года школы, зам. дир по УВР заместитель директора по УВР Разработка и внедрение родительского заместитель лектория по здоровому образу жизни. директора по УВР Разработка системы обучения родителей и администрация учителей по проблемам охраны, укрепления школы и сохранения здоровья детей. Вовлечение родителей и учителей в работу администрация по сохранению и укреплению здоровья школы детей. Подготовка и проведение педагогического заместитель совета по теме «Формирование здорового директора по образа жизни» УВР Организация просветительской работы с заместитель учащимися (лекторий, тематические директора по уР классные часы и др.виды работ). Совместная работа с учреждениями педагог здравоохранения и органами внутренних дел организатор по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. Пропаганда физической культуры и учителяздорового образа жизни через уроки предметники биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры. Психолого-педагогическое направление заместитель Конференция по теме директора по «Здоровьесберегающие технологии УВР обучения» педагог организатор Использование здоровьесберегающих учителятехнологий, форм и методов в организации предметники учебной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление Организацию спортивных мероприятий. учитель физической культуры Разработка системы кружковой, заместитель внеклассной и внешкольной работы по директора по формированию здорового образа жизни УВР учащихся. педагог - ежегодно график проведения лектория ежегодно тематика лектория ежегодно план работы ежегодно план работы ежегодно протокол педсовета ежегодно план работы ежегодно план работы в течение года планы уроков ежегодно материалы конференции ежегодно планы уроков ежегодно план работы ежегодно план работы кружков и секций 4.3. 5. 5.1. 5.2. организатор Привлечение учащихся, родителей, заместитель социальных партнёров школы к физической директора по культуре и спорту, различным формам УВР оздоровительной работы. педагог организатор Диагностическое направление Мониторинг состояния здоровья детей. руководитель МС Подготовка и проведение семинара для руководитель учителей школы по теме «Проблемы МС, педагог диагностики развития». организатор ежегодно план работы ежегодно результаты мониторинга материалы семинара ежегодно Календарный план реализации программы здоровьесбережения Сентябрь Организация дежурства по школе и по классам. Налаживание работы ОДО и секций, организация клубной деятельности. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. Организация горячего питания учащихся. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. «Уроки чистоты». Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Дни здоровья. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически). Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Октябрь Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка классов к зиме. Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Физкультминутки (ежедневно). Подвижные игры на переменах (ежедневно). Ноябрь Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери». Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками. Экскурсии. Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности. Физкультминутки и динамические паузы (систематически) Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению. Декабрь Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно). Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Январь Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». «Весёлые старты». Физкультминутки и динамические паузы. Февраль Месячник оборонно-массовой и патриотической работы. День защитника Отечества. Физкультминутки и динамические паузы. Март Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Апрель Всемирный День здоровья. Операция «Милосердие», операция «Память». Благоустройство школьной территории. День здоровья. Динамические паузы, физкультминутки. Май Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ. «Весёлые старты». Проведение экскурсий на природу. Презентация уроков чистоты. Июнь Международный день защиты детей. Всемирный день защиты окружающей среды. Работа по плану летних каникул.