Учебный план начального общего образования по ФГОС-2021 и ФОП при пятидневной учебной неделе Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Поречье (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно- деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ СОШ с. Поречье. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от от 19.03.2024 № 171. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе– мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ с. Поречье выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает метапредметных результатов, достижение предметных связанных с и использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: 1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ с. Поречье по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: курс «Спортивные игры», 1-й – 3-й классы (1 час в неделю), – дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической активности; на курсы внеурочной деятельности из перечня, 1. предлагаемого МБОУ СОШ с. Поречье, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: «Финансовая грамотность», 1–4-й классы (1 час в неделю); «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю); «Краеведение», 1-4 классы (1 час в неделю); «Спортивные игры», 4-й класс (1 час в неделю); «Английский», 2-й и 4-й классы (1 час в неделю); «Юный математик», 1–3-й классы (1 час в неделю). В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МБОУ СОШ с. Поречье реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ СОШ с. Поречье. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ СОШ с. Поречье. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ СОШ с. Поречье. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Литературное 2–4-й чтение Учет учебных достижений на основе накопленных результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 2–4-й Иностранный Учет учебных достижений на основе накопленных язык результатов (английский) текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных результатов Математика текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок проверочные работы за тематические 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных Окружающий мир результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных Изобразительное результатов искусство текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных Музыка результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных (Труд) технология результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Физическая культура Учет учебных достижений на основе накопленных результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных Английский язык результатов текущих выполнения оценок и тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 4-й ОРКСЭ Учет учебных достижений на основе и результатов выполнения тематических проверочных работ Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя) Количество часов в неделю Предметные Учебные области предметы Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс 5 5 5 5 20 4 4 4 4 16 – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литературное литературное чтение чтение Иностранный Иностранный язык язык (английский) Математика и информатика Математика Обществознан ие и Окружающий мир естествознани е («Окружающи й мир») Основы – – – 1 1 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология (Труд) технология 1 1 1 1 4 Физическая Физическая 2 2 2 2 8 культура культура 20 22 22 23 87 Основы религиозных культур и светской этики религиозных культур и светской этики Изобразительное Искусство искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, 1 1 1 – 3 Спортивные игры 1 1 1 – 3 Всего в неделю 21 23 23 23 90 21 23 23 23 90 модули по выбору: Максимально допустимая недельная пятидневной нагрузка неделе) (при в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на 693 782 782 782 3039 учебный период Курсы внеурочной деятельности Краеведение 1 1 1 1 4 Спортивные игры – – – 1 1 Разговоры о важном 1 1 1 1 4 Финансовая грамотность 1 1 1 1 4 Английский – 1 – 1 2 Юный математик 1 – 1 – 2 4 3 4 4 17 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности